Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 123]

123 Л.Н.Толстой.
Общаясь со стариками-чеченцами, он записал на чеченском языке две лирические песни о верной и вечной любви, а Кавказ назвал страной любви.
Более того, возможно, что именно чеченец через Л.Н.Толстого внес в русскую идею мысль о нравственном превосходстве простого человека.
Тогда в годы Кавказской войны, на берегах Терека Л.Н.Толстой понял, что добро и прощение могут быть не озарением мыслителей,
гак называемых лидеров человечества, а образом жизни простого человека, каким был его друг чеченец Садо Мисирбиев.
Даже после депортации
чеченского народа, когда новопоселенцы разрушили кладбища, используя надмогильные камни для строительства дорог и мостов, возвратившиеся на родину чеченцы принимали все меры к тому, чтобы восстановить историческую память народа.
Существует письмо Алексея
Костерима Первому секретарю ЦК КПСС 11.С.Хрущеву, написанное в 1957 г., когда чеченцы и ингуши возвращались из ссылки на Родину.
В нем есть такие строки: «Узнав о выселении чеченцев и ингушей из родных долин и ущелий, я переживал это народное бедствие с большей остротой, чем свое личное несчастье тюрьму, лагерь, ссылку...
Я должен отметить, что возвращающиеся чеченцы и ингуши у всякого непредубежденного человека вызывают чувство глубокого уважения к ним.
Их любовь к родным местам землям, долинам и ущельям может служить прекрасным образцом любви к своей родине, к истории своего народа, к своим памятникам и могилам.
Многие возвращающиеся везут кости умерших в изгнании родственников, чтобы похоронить их в родной земле.
По приезде мужчины и женщины становятся на колени и целуют родную землю.
Первое дело, за которое принимались возвращенцы, это приведение в порядок могил дедов и отцов»
[108].
Именно в чеченской народной педагогике строго установлены взаимосвязь и взаимодействие следующих социальных макроструктур, выведенных известным ученым Г.Н.
Волковым, который считал, что без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет
[стр. 82]

82 4С 1 + того, возможно, что именно чеченец через Л.Н.Толстого внес в русскую идею мысль о нравственном превосходстве простого человека.
Тогда в годы Кавказской войны, на берегах Терека Л.Н.Толстой понял, что добро и прощение могут быть не озарением мыслителей,
так называемых лидеров человечества, а образом жизни простого человека, каким был его друг чеченец Садо Мисирбиев.
Даже после депортации
вайнахского народа, когда новопоселенцы разрушили кладбища, используя надмогильные камни для строительства дорог и мостов, возвратившиеся на родину вайнахи принимали все меры к тому, чтобы восстановить историческую память народа.
Существует письмо Алексея
Костерина Первому секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву, написанное в 1957 г., когда чеченцы и ингуши возвращались из ссылки на Родину.
В нем есть такие строки: "Узнав о выселении чеченцев и ингушей из родных долин и ущелий, я переживал это народное бедствие с большей остротой, чем свое личное несчастье тюрьму, лагерь, ссылку...
Я должен отметить, что возвращающиеся чеченцы и ингуши у всякого непредубежденного человека вызывают чувство глубокого уважения к ним.
Их любовь к родным местам землям, долинам и ущельям может служить прекрасным образцом любви к своей родине, к истории своего народа, к своим памятникам и могилам.
Многие возвращающиеся везут кости умерших в изгнании родственников, чтобы похоронить их в родной земле.
По приезде мужчины и женщины становятся на колени и целуют родную землю.
Первое дело, за которое принимались возвращенцы, это приведение в порядок могил дедов и отцов"1.

Именно в вайнахской народной педагогике строго установлены взаимосвязь и взаимодействие следующих социальных макроструктур, 1 Костерин А.
Письмо Н.С.Хрушеву //Северный Кавказ.
Этнополитические и этнокультурные процессы в XX веке.
М., 1966, с.49.


[стр.,83]

83 <с ♦ выведенных известным ученым Г.Н.
Волковым, который считал, что без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет
личности, без личности нет народа как исторической личности.
Во взаимоотношениях в вайнахской семье огромное значение имеют народные традиции этикета.
Традиционный вайнахский этикет сложился в далеком прошлом в системе патриархально-родового уклада.
В силу этого его содержание определяется кровнородственной, половозрастной, социальной дифференциацией членов общества, закрепленной обычаями.
Многие исследователи и путешественники, посещавшие Чечню в прошлые века, указывали, что чеченцы отличаются своими особыми правилами приличия и вежливыми манерами.
Некоторые черты национального характера и ритуализированного поведения, сформированные в прошлом, продолжают бытовать и в современное время.
Вайнахский этикет совокупность норм, правил, регулирующие поведение человека в любой ситуации от рождения до самой смерти.
Такая функция обусловлена нормативностью этикета.
Этнические нормы человек не выбирает, а соблюдает веками выработанные правила поведения и образцы, отступление от которых осуждается.
По своей психологической сущности этикет представляет собой канал, по которому старшее поколение передает младшему нравственные убеждения и чувства, опыт социально-этнического поведения.
Неоспоримым остается тот факт, что человека легче воспитать на тех примерах, которые ближе и понятнее ему в этнопсихологическом плане (как сохранение и развитие в себе лучших черт народа).
Вайнахский этикет содержится, прежде всего, в таких понятиях как "Пыллак" и "Оз1дал".
"Пыллак" (этикет)свод правил внешнего проявления культуры поведения: мимика, жест, умение сидеть, стоять, есть, слушать,

[Back]