Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 124]

личности, без личности нет народа как исторической личности.
Неоспоримым остается тот факт*, что человека легче воспитать на тех примерах, которые ближе и понятнее ему в этнопсихологическом плане (как сохранение и развитие в себе лучших черт народа).
Ян Чеснов отмечает: «В чеченской среде термин социального неравенства оказался насыщенным нравственным содержанием и получил противоположный вектор: не подавлять слабого, а воздержаться от этого, и даже защищать его»
[273].
Наличие компонента «оьздангалла» в человека считается у чеченцев наиболее существенным.
Это нечто внутренне, скрытое от посторонних взглядов, но поддерживающее и понятие
«г1иллак».
К примеру «оьзда-стаг» (благородный мужчина) встает при появлении не только старшего, но и младшего.
Удачное определение понятию
«оьздангалла» приводит С.-М.
Хасиев: «Если у личности слабый
«оьздангалла», го «г1иллак» проявляется до тех пор, пока человек не окажется перед выбором между Мне и Тебе.
При выборе первого
«г!иллак», каким бы пышным он не представлялся самой личности и окружающим, разваливается, как карточный домик, но если у человека крепка внутренняя культура, то он краснеет, допустив какую-нибудь оплошность, даже наедине с самим собой» [258].
Таким образом, устойчивые общепризнанные правила являются инструментом познавания нравственных заповедей, служат средством стабилизации утвердившихся в данном
этиосоциумс отношений и осуществляют воспроизводство отношений в жизни новых поколений при новой социокультурной ситуации.
Примечательно, что продолжает увеличиваться количество современных
чеченских семей, где уделяют серьезное внимание интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей.
Родители стараются прививать своим детям любовь к наукам, художественной литературе, музыке, изобразительному искусству, танцам.
[стр. 84]

говорить, тональность голоса и многое другое, что способно произвести первое впечатление.
Например: вставать при появлении старшего; предложить стакан воды сначала другому; не начинать есть раньше гостя; не ложиться раньше его спать; младшему идти слева от старшего.
В содержание "Пыллак" веками закладывались наиболее значимые нравственные идеи, способствующие развитию культуры и самого человека.
"0з1да" термин, восходящий от истоков аристократизма, и подобный понятию дворянин, то есть понятию чести.
Ян Чеснов отмечает: "В чеченской среде термин социального неравенства оказался насыщенным нравственным содержанием и получил противоположный вектор: не подавлять слабого, а воздержаться от этого, и даже защищать его"1.

Наличие компонента "Оз1да" в человека считается у вайнахов наиболее существенным.
Это нечто внутренне, скрытое от посторонних взглядов, но поддерживающее и понятие
"Пыллак".
К примеру "Оз1дастаг" (благородный мужчина) встает при появлении не только старшего, но и младшего.
Удачное определение понятию
"Оз1да" приводит С.-М.Хасиев: Если у личности слабый "Оз1далинг", то "Пыллак" проявляется до тех пор, пока человек не окажется перед выбором между Мне и Тебе.
При выборе первого
"Пыллак", каким бы пышным он не представлялся самой личности и окружающим, разваливается, как карточный домик, но если у человека крепка внутренняя культура, то он краснеет, допустив л какую-нибудь оплошность, даже наедине с самим собой" .
В пословицах кратко, в образной форме излагается часто основы этикета: "Хороший сын крепость, плохой сын горе".
"Доброе слово 1 Чеснов Я.
Женщина н этика жизни в менталитете чеченцев// Этнографическое обозрение.
М., № 5, 1994.
: Хасисв С.-М.
Чеченцев древняя земля.
Грозный, 1994.


[стр.,85]

8$ гору сдвинуло".
"Коня познаешь в дороге, молодца вне дома".
"Худой мир лучше доброй ссоры" и др.
Таким образом, устойчивые общепризнанные правила являются инструментом познавания нравственных заповедей, служат средством стабилизации утвердившихся в данном
этносоциуме отношений и осуществляют воспроизводство отношений в жизни новых поколений при новой социокультурной ситуации.
Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции вайнахов, как гостеприимство образец уважения к людям.
Этому замечательному обычаю "хъошалло" вайнахи следовали всегда.
Гость для вайнахов священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина.
В вайнахской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих.
Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем.
Про кавказское гостеприимство ходят легенды.
Вайнахское гостеприимство это выражение души народа, его исторического этикета и человеколюбие, доставляющее как хозяевам, так и гостям приятное ощущение духовного общения.
"В дом, в который не приходит гость, говорят вайнахи, не войдет и благодать"1.
Этому священному закону, обязательному для всех людей, вайнахи приучают своих детей с детства.
Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и "в том, что это приучает детей "отдавать свои силы 1 Межидов Д.Д.
Чеченцы: обычаи, традиции, нравы.
Грозный, 1992, с.
104.


[стр.,86]

творению добра для другого человека"1.
Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма.
Дети активно помогают в приеме гостей.
Это развивает у них чувство ответственности перед родителями, гостями, внимательность, чуткость к людям, вежливое отношение к ним.
Часто дети перенимают поступки и поведение гостей.
Родители советуют им перенимать только все хорошее.
В результате гостеприимства у детей развивается не только чувство гуманности, но способность к избирательному восприятию таких положительных качеств как: вежливость, трудолюбие, аккуратность, хорошие манеры поведения и т.д.
и т.п.
Примечательно, что продолжает увеличиваться количество современных
вайнахских семей, где уделяют серьезное внимание интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей.
Родители стараются прививать своим детям любовь к наукам, художественной литературе, музыке, изобразительному искусству, танцам.

Во многих вайнахских семьях музыка и национальные танцы остаются и по сей день, прекрасными средствами не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Народные музыкальные инструменты вайнахов издревле отличались большим разнообразием.
Наиболее древними музыкальными инструментами, пользующиеся и сегодня огромным успехом у народа является: "дечик пондар" (2-3-струнная балалайка) и "вотта" (барабан).
Вотта обычно применяется на танцах вместо хлопанья в ладоши, а так же гармошка.
Хелхар (танец) в жизни вайнахов, как и в жизни любого другого народа, занимает особое место.
В радости он живой, игривый, веселый, полный нежности и радости; а в час беды танец становится жестким, 1 Сухомлинский В.Л.
Видение гражданина.
М., 1971.
с.23.

[Back]