Среди традиции чеченцев большое место занимает традиция патриотизма, беззаветной любви к родине. В самом деле, ведь любовь к месту, где родился, начал свой жизненный путь, рос, мужал, с которым связаны светлые воспоминания это самое дорог ое чувство, свято хранимое человеком на протяжении всей его жизни. Даже лирические песни девушек пронизаны любовь к Родине: «Мертвым быть или совсем не родиться лучше, чем жить и в неволе томиться...» [84]. Выраженное в молитвенной форме, сакральное отношение к Родине формировалось у мальчиков с детства соответственно есть и песни-молитвы: Боже, не дай нам с родной землей расстаться. Боже, дай счастье тому, кто намерен срао/саться. А не тому, кто чуть, что убегает в кусты [84]. Человеческое благородство, национальное достоинство, по представлениям чеченцев, немыслимо без отваги и мужества, без готовности отдать свою жизнь за свободу родной Земли. Воинственность чеченских мужчин в необходимой ситуации, всегда была позитивной характеристикой. Она связывалась с любовью к свободе, с воспеваемым в песнях непокорным духом, с представлениями о том, что мужчина рожден для противостояния злу. Кроме того, воинственность для чеченца была исторически обусловленным, жизненно необходимым качеством приходилось постоянно отстаивать и свои владения, и свою жизнь. Поэтому весь комплекс внешнего воздействия на психику чеченца, все средства внушения: от суровой природы гор до воинственного обличил, от колыбельных песен до этнических народных сказаний — были направлены на воспитание мужества и стойкости, доблести и отваги в деле отставания свободы и независимости. Неслучайно общественное мнение возводило на высшую ступень морального престижа мужество и честь, патриотизм и национальную гордость и, наоборот, подвергало презрению проявление трусости и слабости. Человек (мужчина) ценился не за богатство, а за храбрость, честность и подвиги в |
88 ♦ сказал: "Мы не знаем, куда нас везут, выживем ли мы в этих незнакомых краях, но запомните люди: пока эти дети танцуют это первый признак того, что наш народ еще жив"1. Среди традиции вайнахов большое место занимает традиция патриотизма, беззаветной любви к родине. В самом деле, ведь любовь к месту, где родился, начал свой жизненный путь, рос, мужал, с которым связаны светлые воспоминания это самое дорогое чувство, свято хранимое человеком на протяжении всей его жизни. М.Ю.Лермонтов в поэме "Мцыри" показал величественный образ чеченского мальчика, чья казавшаяся невероятной скорбная любовь к Родине способна поразить какое угодно воображение: И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул; * * * И вспомнил я наш мирный дом И перед вечерним очагом Рассказы долгие о том. Как жили люди прежних дней. Когда был мир еще пышней, * * * В ущелье там бежал поток. Он шумен был, но не глубок; К нему на золотой песок Играть я в полдень уходил И взором ласточек следил, Когда они перед дождем Волны касалися крылом" Тахасв М. Танец* выраженье чувств //Газета “Даймехкан косташ", -М., № I /1/, 1998. ♦ * * 89 » I Увы за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял ...' Это чувство преданной любви к родной земле Мцыри показано в его предсмертной просьбе: ...Там положить вели меня, Сияньем голубого дня. Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ!1 2 Даже лирические песни девушек пронизаны любовь к Родине: "Мертвым быть или совсем не родиться лучше, чем жить и в неволе томиться..."3 Выраженное в молитвенной форме, сакральное отношение к Родине формировалось у мальчиков с детства соответственно есть и песни-молитвы: Боже, не дай нам с родной землей расстаться. Боже, дай счастье тому, кто намерен сражаться. А не тому, кто чуть, что убегает в кусты4. Человеческое благородство, национальное достоинство, по представлениям вайнахов, немыслимо без отваги и мужества, без готовности отдать свою жизнь за свободу родной Земли. Воинственность вайнахских мужчин в необходимой ситуации, всегда была позитивной характеристикой. Она связывалась с любовью к свободе, с воспеваемым в песнях непокорным духом, с представлениями о том, что мужчина рожден для противостояния злу. Кроме того. 0 1 Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. М.. 1969, с.162-169. 2 Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. М., 1969, с. 162-169. ' Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1969, с.244. 4 Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1369, с.221. I воинственность для вайнаха была исторически обусловленным, жизненно необходимым качеством приходилось постоянно отстаивать и свои владения, и свою жизнь. Поэтому весь комплекс внешнего воздействия на психику вайнаха, все средства внушения: от суровой природы гор до воинственного обличил, от колыбельных песен до этнических народных сказаний были направлены на воспитание мужества и стойкости, доблести и отваги в деле отставания свободы и независимости. Многие исследователи указывали, что национальный костюм верно и многогранно отражает дух и условия жизни людей. Черкеска и бурка будто специально были придуманы для того, чтобы слить мужчину в неразрывное единство с его суровым бытом, приспособить его к походной жизни. Неслучайно этот костюм без каких-либо изменений был воспринят Кубанскими и Терскими казачьими войсками в качестве военного обмундирования. Легкая, изящно и удобно скроенная черкеска, снабженная газырями-патронами, а также поясом с многочисленными подвесками для крепления холодного и огнестрельного оружия, является красивым и универсальным костюмом. Бурка же, эффективно оттенявшая мужественный облик мужчины, заменяла ему дом, одинаково как в походе, так и в хозяйстве. Неслучайно общественное мнение возводило на высшую ступень морального престижа мужество и честь, патриотизм и национальную гордость и, наоборот, подвергало презрению проявление трусости и слабости. Человек (мужчина) ценился не за богатство, а за храбрость, честность и подвиги в ратном бою. Рассматриваемые черты получили бесспорное и высокое признание. Ни один знаток или просто наблюдатель образа жизни вайнахов, даже самый недоброжелательный, не отказал им в мужестве, доблести, храбрости, чести. |