социальные функции фольклора. Пословицы, поговорки, загадки, сказки, причитания, песни, обряды, традиции и обычаи это источник воспитания, в которых закреплена программа формирования всесторонне совершенного человека. Они выполняют воспитательную, развивающую функцию, способствуют становлению личности, формированию у нее определенных положительных качеств. Известно, что без усвоения и целесообразного использования культурного и духовного наследия народа, без учета и развития его лучших традиций и обычаев, без опоры на его положительный опыт невозможно формирование и развитие новых положительных традиций, воспитания ценных духовно-нравственных свойств личности. Если каждый жанр фольклора носит особый определенный воспитательный характер, то в героических эпосах (сказаниях) отражены только воспитательные функции. Эпос это объемный жанр, охватывающий самые различные стороны жизни народа и включающий в свой состав все фольклорные жанры. В нем много пословиц и поговорок, песен, загадок, благопожеланий и т.д. Как отмечал академик В.М. Жирмунский, «...эпос это живое прошлое народа в масштабах героической идеализации. Отсюда его научная ценность и в то же время большое общественное, культурно-воспитательное значение» [76]. В героических эпосах заложены важные идеи трудолюбия, любви к родной земле, почтительного отношения к старшим, как носителям и хранителям национальных традиций и обычаев, честность, доброта. Предания чеченцев вызывают интерес своей самобытностью. Можно привести некоторые сюжеты, которые присущи только чеченцам. Например: «Сын должен быть достойным своих родителей», «Сметливый юноша», «Доброе дело не пропадет». Некий убийца бежал с места преступления. Рука его была вся в крови. Он увидел какого-то мальчика, прижавшегося к камню. Пробегая мимо, убийца, чтобы вытереть кровь, дважды провел рукой по голове мальчика. |
♦г 101 загробной жизни, религиозные верования и поверья вайнахов, но главное внимание в причитаниях уделено семейному и общественному быту, думам и чаяниям народным, потому неудивительно, что свадебная поэзия и лирические песни восприняли некоторые художественные традиции из причитаний. Народные причитания были всегда глубоко проникнуты эмоциональным настроением, их эстетическая природа была лирична: чувство, психологическая настроенность, трагизм человеческих переживаний вот что должно было выражать в своем содержании каждое причитание. Пословицы, поговорки, загадки, сказки, причитания, песни, обряды, традиции и обычаи это источник воспитания, в которых закреплена программа формирования всесторонне совершенного человека. Они выполняют воспитательную, развивающую функцию, способствуют становлению личности, формированию у нее определенных положительных качеств. Известно, что без усвоения и Ф целесообразного использования культурного и духовного наследия народа, без учета и развития его лучших традиций и обычаев, без опоры на его положительный опыт невозможно формирование и развитие новых положительных традиций, воспитания ценных духовнонравственных свойств личности. Основы морали во многом закреплены не только в пословицах и поговорках, но и в назидательных песнях. Они содержат программу семейного воспитания, под воздействием которой формировалось моральное сознание, развивалось нравственное чувство, вырабатывались навыки и привычки поведения ребенка, например: "Илли об Автархе, сыне ДибьГ, "Сийна олхазар", "Илли о Чеге-Бесстрашное сердце", "Илли о Бейболте, сыне Таймы" и др. * Если каждый жанр фольклора носит особый определенный воспитательный характер, то в героических эпосах (сказаниях) отражены только воспитательные функции. Эпос это объемный жанр, охватывающий самые различные стороны жизни народа и включающий в свой состав все фольклорные жанры. В нем много пословиц и поговорок, песен, загадок, благопожеланий и т.д. Как отмечал академик В.М.Жирмунский, "...эпос это живое прошлое народа в масштабах героической идеализации. Отсюда его научная ценность и в то же время большое общественное, культурно-воспитательное значение"1 В героических эпосах заложены важные идеи трудолюбия, любви к родной земле, почтительного отношения к старшим, как носителям и хранителям национальных традиций и обычаев, честность, доброта. По содержанию эпосы многих народов одинаковы. В них обстоятельно освещаются рождение и воспитание будущего героя, его борьба за свободу и независимость, за счастливую жизнь своего народа. Центральная фигура сказаний Манас. Эпос воспевает его качества: сильный и храбрый, смелый и благородный, мужественный, защищает свой народ и свою землю. Предания вайнахов вызывают интерес своей самобытностью. Можно привести некоторые сюжеты, которые присущи только вайнахам. Например; "Сын должен быть достойным своих родителей", "Сметливый юноша", "Доброе дело не пропадет". Некий убийца бежал с места преступления. Рука его была вся в крови. Он увидел какого-то мальчика, прижавшегося к камню. Пробегая мимо, убийца, чтобы вытереть кровь, дважды провел рукой по голове мальчика. Мальчик этот был сиротой. Думая, что его ласкают, он 1 Жирмунский В.М. Сказание об Альнамышс и богатырская сказка". М., 1962. |