Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 131]

V песни на бытовые темы.
В Илли четко представлены народные воззрения на богатство, родовитость, этические нормы.
Ни в одной из них мерилом ценности героя не становится его богатство или принадлежность сильному роду.
Некоторые героико-исторические песни посвящены не собственно вожакам, а их верным друзьям, их подвигам, совершенным ради дружбы, братства.

Такие произведения устного народного творчества представляют большую ценность в воспитании у подрастающего поколения честности, смелости, мужества.
Мужество и смелость, по народному творчеству, проявление решительности, бесстрашия в борьбе за интересы народа, способность всегда поступать согласно требованиям чести, совести и убеждения.
В
чеченских эпических произведениях народ резко осуждает лишенных смелости и мужества людей, клеймит их презренной характеристикой трус.
Проявить трусость значит потерять уважение людей, знакомых, родных, значит потерять человеческое достоинство.
О том, что «трусливый боится и своей тени», этой мыслью пронизаны замечательные
чеченские песни.
Идеи дружбы, сплоченности и коллективизма находят свое отражение не только в героическом эпосе, но и в сказках, пословицах и поговорках.
Но особенно они характерны для пословиц: «Когда всем селом страдаешь горе не так ощущаешь», «Единство народа несокрушимая крепость», «Лучше сосед вблизи, нежели сородичи вдали».
Кавказская причта гласит: «Кто самый бедный, и несчастный? Тот, у кого нет друга.
Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей.
Там, где поселилась дружба и терпение в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье»
[2].
В чеченском фольклоре получил широкое развитие и образ женщины.
В илли одним из высоких моральных качеств героя становится его уважительное отношение к женщине.
Даже, если она является женой врага, на нее не
131
[стр. 105]

патриотические песни (конфликты между народами и врагомпоработителем); песни социального оклада (классовые конфликты); песни о военных походах (столкновение между обществами, племенами, народностями); песни на бытовые темы.
В Илли четко представлены народные воззрения на богатство, родовитость, этические нормы.
Ни в одной из них мерилом ценности героя не становится его богатство или принадлежность сильному роду.
Некоторые героико-исторические песни посвящены не собственно вожакам, а их верным друзьям, их подвигам, совершенным ради дружбы, братства.

Тема верности, дружбы еще более углубляется в таких чеченских песнях, как "Песня об Алхаштой Алхе", "О молодце из Тарки, казаке, вдовьем сыне и Джуми Актоле", "Песня о Шихмурзе, сыне Зайты" и др.
Первая песня также проповедует идеи мужества, стойкости и верности долгу, боевому товариществу, характерные для северокавказских народов.
Три дня отбивается герой со своими товарищами, находясь в окружении кабардинского князя Тепсарко.
Товарищи Али гибнут, и тогда герой со словами: "Лучше погибну я с этими молодцами! Без них какая утеха мне в жизни будет? С какими глазами к их отцам, матерям я вернусь?"1 погибает на поле боя.
Такие качества героев, как взаимовыручка в бою верность слову и братству, проявленные героями в условиях массовых крестьянских движений, идеализируются в их действиях против феодалов, в защиту друзей-бедняков.
К таким идеалам можно отнести молодца из Тарки, 1 Илли.
Грозный, 1974, с .39.


[стр.,106]

106 сообщающего в трудную минуту с риском для себя о нависшей над другом опасности; казака, идущего со своими товарищами на помощь своему другу-чеченцу; старого Джуму и его сына Актолы из песни "Шихмурза, сын Зайты", по первому зову своего товарища идущих навстречу верной смерти.
Вот такие произведения устного народного творчества представляют большую ценность в воспитании у подрастающего поколения честности, смелости, мужества.
Мужество и смелость, по народному творчеству, проявление решительности, бесстрашия в борьбе за интересы народа, способность всегда поступать согласно требованиям чести, совести и убеждения.
В
вайнахских эпических произведениях народ резко осуждает лишенных смелости и мужества людей, клеймит их презренной характеристикой трус.
Проявить трусость значит потерять уважение людей, знакомых, родных, значит потерять человеческое достоинство.
О том, что "трусливый боится и своей тени", этой мыслью пронизаны замечательные
вайнахские песни.
Идеи дружбы, сплоченности и коллективизма находят свое отражение не только в героическом эпосе, но и в сказках, пословицах и поговорках.
Но особенно они характерны для пословиц: "Когда всем селом страдаешь горе не так ощущаешь", "Единство народа несокрушимая крепость", "Лучше сосед вблизи, нежели сородичи вдали".
Кавказская причта гласит: "Кто самый бедный, и несчастный? Тот, у кого нет друга.
Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей.
Там, где поселилась дружба и терпение в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье"1.

Лбаев В.И.
Проблемы нартского эпоса // Нартский эпос.
Орджоникидзе, 1957, с.
38.


[стр.,107]

Верность в дружбе, умение держать слово является существенной чертой всех сказок, на которых воспитываются дети.
Например, в сказке "Верные друзья Мовсар и Магомед" один из главных героев сказки Магомед ради счастья и спасения своего друга Мовсара и его молодой жены жертвует своей жизнью: "...
В полночь, когда Мовсар и его молодая жена уснули, Магомед услышал какой-то шум.
Он открыл дверь и увидел, что пол комнаты приподнялся, и оттуда показалась голова змеи, Магомед не растерялся: он схватил свою саблю, вбежал в комнату и изрубил змею на куски".
"...Он (Мовсар) бросился к другу ..., попросил объяснить, как он узнал, что ночью к ним заберется змея.
Магомед не хотел говорить, но, чтобы Мовсар не обиделся, рассказал ему все, что знал.
Но едва повторил слова, какие слышал в подземелье, как превратился в кусок льда и покатился по полу.
Мой друг, Магомед, без тебя не хочу жить! воскликнул Мовсар.
Он выхватил из ножен кинжал, приставил острием к своей груди и схватил кусок льда, чтобы ударить по кинжалу и пронзить себе сердце..."1.
В другой сказке "Сказка про двух друзей" рассказывается о дружбе побратимов и их детях, свято берегущих эту традицию.
Надо сказать, что мотив побратимства в сказке вайнахов частое явление.
Известны несколько версий сюжета, где побратимство является решающим условием успешного завершения сказанного повествования.
В вайнахском фольклоре получил широкое развитие и образ женщины.
В илли одним из высоких моральных качеств героя становится его уважительное отношение к женщине.
Даже, если она является женой врага, на нее не
поднимается рука героя, для него оскорбительна сама мысль эта ("Сын старой вдовы").
Герои ценят 1 Чеченские и ингушские народные сказки.
Грозный, 1973, с.
145.

[Back]