Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 132]

132 поднимается рука героя, для него оскорбительна сама мысль эта («Сын старой вдовы»).
Герои ценят женскую любовь, они даже готовы отказаться от притязаний на похищенную любимую, если она сама пожелала выйти за похитителя: Что мне ответишь, красавица-девушка? Скажешь, что любишь ты князя, — тогда Я распрощаюсь с тобой навсегда.
Если
асе скажешь, князя не любишь ты, В дом свой как жену дорогую Из дома князя сейчас уведу я [84].
По своей героической направленности, силе духа и патриотизму одним из центральных героических персонажей илли является образ матери, который значим и сам по себе.
Как присяга звучит клятва отправляющего в поход сына, данная матери.
Показательно, что клятва дается именно матери, и этим герой отрезает себе путь к отступлению.
В минуту одиночества, перед лицом смертельной опасност и герой обращается к далекой матери.
Награда для него за героические деяния, прежде всего радость матери за своего сына.

Эти идеи, мысли, советы, выражающие отношение старшего поколения, приобрели традиционный характер и не потеряли своего смысла и в наши дни.
Они, безусловно, учат подростков постигать смысл поступков человека.
В них сосредоточено богатство жизненных наблюдений, опыт нравственности и этики взаимоотношений.
В
чеченском эпосе показано воспитание чувств любви к Родине, высшего долга, высоких физических и моральных качеств, необходимых для борьбы за справедливость, счастье всех людей на земле.
Положительные черты героев рисуются сказителями глубоко эмоционально, с душевной теплотою.
Определяющие черты их характера трудолюбие, гостеприимство, храбрость, строгое
соблюдение правил традиций и обычаев, готовность поделиться с каждым тем, что имеет.
Одним из моральных требований
чеченцев к подрастающему поколению была любовь к родине.
Образ родины в
[стр. 108]

женскую любовь, они даже готовы отказаться от притязаний на похищенную любимую, если она сама пожелала выйти за похитителя: Что мне ответишь, красавица-девушка? Скажешь, что любишь ты князя, тогда Я распрощаюсь с тобой навсегда.
Если
же скажешь, князя не любишь ты, В дом свой как жену дорогую Из дома князя сейчас уведу я.1 По своей героической направленности, силе духа и патриотизму одним из центральных героических персонажей илли является образ матери, который значим и сам по себе.
Как присяга звучит клятва отправляющего в поход сына, данная матери.
Показательно, что клятва дается именно матери, и этим герой отрезает себе путь к отступлению.
В минуту одиночества, перед лицом смертельной опасности герой обращается к далекой матери.
Награда для него за героические деяния, прежде всего радость матери за своего сына.

Сохранился в илли и древнейший мотив о целительной силе материнских рук.
Образ матери Сурхо Адиева из "Илли о князе Мусосте и о Сурхо, сыне Ады, у берегов Терека" представляется как высшее материнский образ илли именно к матери идут старцы просить ее сына: ...Вспомнился тут им сын Ады Сурхо, Конь у Сурхо, сына Ады, лихой, Сердцем герой сын Ады, Сурхо.
Упросим мать, что Сурхо родила, Чтобы нам сына она отдала ...
Мать отвечает: Кроме Сурхо, никого у меня нет.
Он и отрада, и счастье мое.
1 Илли.
Грозный, 1974, с.
25.


[стр.,110]

110 <» Ф Уважительное и почтительное отношение к женщине и к старшим людям находят широкое отражение и в других жанрах устного народного творчества.
Особенное широкое отражение эта тема находит почти во всех сказках.
Таковы волшебные сказки: "Золотой мальчик и девочка", "Чингиз", "Всевидящая и всемогущая Малха-Азни" и другие, в которых с большим мастерством народ выражает свою признательность, любование женщиной-умелицей, гимн ее «золотым рукам», способным из одной четверти сафьяна сделать чувяки и ноговицы на 63 человека, из одного блюда муки выпечь столько хлеба, что хватило его на 63 человека.
Примером почтительного и уважительного отношения младшего поколения к старшим является образ Жер-Бабы, положительный во всех сказках.
Очень часто герои обращаются к ней за советом и всегда получают от нее добрый и умный совет.
Жер-Баба помогает герою бороться с девятиголовым Хожей.
Такая трактовка образа Жер-Бабы у чеченцев в ингушей очень тесно связана с реальной действительностью, потому что воспроизводит традиционное почтительное отношение народа к женщине, к ее мудрости.
Эти идеи, мысли, советы, выражающие отношение старшего поколения, приобрели традиционный характер и не потеряли своего смысла и в наши дни.
Они, безусловно, учат подростков постигать смысл поступков человека.
В них сосредоточено богатство жизненных наблюдений, опыт нравственности и этики взаимоотношений.
В
вайнахском эпосе показано воспитание чувств любви к Родине, высшего долга, высоких физических и моральных качеств, необходимых для борьбы за справедливость, счастье всех людей на земле.
Положительные черты героев рисуются сказителями глубоко эмоционально, с душевной теплотою.
Определяющие черты их характера трудолюбие, гостеприимство, храбрость, строгое


[стр.,111]

111 * соблюдение правил традиций и обычаев, готовность поделиться с каждым тем, что имеет.
Одним из моральных требований
вайнахов к подрастающему поколению была любовь к родине.
Образ родины в
устном народном творчестве встречается и без прямого обращения к чувству патриотизма людей.
В произведениях устного народного творчества дети знакомятся с горами и полями, реками и растительностью, все то, что обуславливает психологию вайнахов, присущие только им и связанные территорией.
Все то без чего невозможно представить себе воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к своей родине.
Для вайнахов любовь к родному краю это любовь к красоте высоких гор, горным ущельям, вековым башням и альпийским лугам.
Святая обязанность каждого человека не просто любить и хранить дух своей родины, но и приумножать его и обогащать.
У вайнахов существует по этому поводу пословицы: "Страшно умирать лишь тому, кто за всю свою жизнь не посадил ни одного дерева.
Об этом говорят также и вайнахские сказки: "Странствия Ахмеда", "Три брата и три облака", "Хамбор и Альбина" и другие.
Народ в своем творчестве высказал идею о том, что для сохранения родины нужна глубокая преданность ее сыновей и дочерей.
В этом отношении интересно то, что герои вайнахских сказок, как и в сказках других народов, где бы они не находились и как бы хорошо ни устраивались, возвращались домой.
Счастье они ищут и находят не в "тридевятом царстве", а в своей стране.
Вайнахские пословицы и поговорки также внушают чувство любви к своей родине и содержат прямое обращение вернуться домой: "Чем быть счастливым в чужой стране, лучше страдать, но жить в своей".
Любовь к родине в устном народном творчестве часто отождествляется с любовью к родному городу, селу, дому, семье.
"Обойди весь свет и вернись в свой дом".
Но особенно ярко эта идея выражена в героическом эпосе вайнахов.

[Back]