133 устном народном творчестве встречается и без прямого обращения к чувству патриотизма людей. В произведениях устного народного творчества дети знакомятся с горами и полями, реками и растительностью, все то, что обуславливает психологию чеченцев, присущие только им и связанные территорией. Все то, без чего невозможно представить себе воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к своей родине. Для чеченцев любовь к родному краю это любовь к красоте высоких гор, горным ущельям, вековым башням и альпийским лугам. Святая обязанность каждого человека не просто любить и хранить дух своей родины, но и приумножать его и обогащать. У чеченцев существует по этому поводу пословицы: «Страшно умирать лини, тому, кто за всю свою жизнь не посадил пи одного дерева». Об этом говорят также и чеченские сказки: «Странствия Ахмеда», «Три брата и три облака», «Хамбор и Альбина» и другие. Народ в своем творчестве высказал идею о том, что для сохранения родины нужна глубокая преданность ее сыновей и дочерей. В этом отношении интересно то, что герои чеченских сказок, как и в сказках других народов, где бы они не находились и как бы хорошо ни устраивались, возвращались домой. Счастье они ищут и находят не в «тридевятом царстве», а в своей стране. Чеченские пословицы и поговорки также внушают чувство любви к своей родине и содержат прямое обращение вернуться домой: «Чем быть счастливым в чужой стране, лучше страдать, но жить в своей». Любовь к родине в устном народном творчестве часто отождествляется с любовью к родному городу, селу, дому, семье: «Обойди весь свет и вернись в свой дом». Но особенно ярко эта идея выражена в героическом эпосе чеченцев. Для героико-исторических песен характерно утверждение духовнонравственных идеалов трудового народа, утверждение и поэтизация идеальных для данной эпохи норм жизни человека и моральных устоев. Фольклор черпает материал для создания героических образов из самой жизни. Идеал героя в определенную историческую эпоху утверждался в |
111 * соблюдение правил традиций и обычаев, готовность поделиться с каждым тем, что имеет. Одним из моральных требований вайнахов к подрастающему поколению была любовь к родине. Образ родины в устном народном творчестве встречается и без прямого обращения к чувству патриотизма людей. В произведениях устного народного творчества дети знакомятся с горами и полями, реками и растительностью, все то, что обуславливает психологию вайнахов, присущие только им и связанные территорией. Все то без чего невозможно представить себе воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к своей родине. Для вайнахов любовь к родному краю это любовь к красоте высоких гор, горным ущельям, вековым башням и альпийским лугам. Святая обязанность каждого человека не просто любить и хранить дух своей родины, но и приумножать его и обогащать. У вайнахов существует по этому поводу пословицы: "Страшно умирать лишь тому, кто за всю свою жизнь не посадил ни одного дерева. Об этом говорят также и вайнахские сказки: "Странствия Ахмеда", "Три брата и три облака", "Хамбор и Альбина" и другие. Народ в своем творчестве высказал идею о том, что для сохранения родины нужна глубокая преданность ее сыновей и дочерей. В этом отношении интересно то, что герои вайнахских сказок, как и в сказках других народов, где бы они не находились и как бы хорошо ни устраивались, возвращались домой. Счастье они ищут и находят не в "тридевятом царстве", а в своей стране. Вайнахские пословицы и поговорки также внушают чувство любви к своей родине и содержат прямое обращение вернуться домой: "Чем быть счастливым в чужой стране, лучше страдать, но жить в своей". Любовь к родине в устном народном творчестве часто отождествляется с любовью к родному городу, селу, дому, семье. "Обойди весь свет и вернись в свой дом". Но особенно ярко эта идея выражена в героическом эпосе вайнахов. ** 112 * Для героико-исторических песен характерно утверждение духовно-нравственных идеалов трудового народа, утверждение и поэтизация идеальных для данной эпохи норм жизни человека и моральных устоев. Фольклор черпает материал для создания героических образов из самой жизни. Идеал героя в определенную историческую эпоху утверждался в условиях суровой жизни народа, полной внешних и внутренних опасностей и тревог, требовавших от членов общества высоких боевых качеств, и являлся мощным средством воспитания. Эпический герой это не реальный человек, а идеализированный образ, о котором народ мечтает, к которому стремится. У него значительно высшая степень национального самосознания: он глубоко осознает себя защитником своего рода, племени и народа, и всегда готов встать на их защиту, жертвуя собой и своим благополучием. Обращает на себя тот факт, что герои эпических произведений, борющиеся за интересы народа, рождаются необыкновенно сильными и при необыкновенных условиях. Таков герой турпал (богатырь) Нохчо, о котором народ сложил героическую песню еще в средневековье. Вот отрывок из этой песни: Споем про турпал Нохчо! Неохотно приближаешься к старости, Неохотно удаляешься от молодости, Не хотите ли добрые молодцы, Про Турпала Нохчо послушать песню? Как искры сыплются от булата Как мы рассыпались от турпала Нохчо. Родились мы в ту ночь Когда от волчицы родятся щенки. Имена нам были даны в то у тро. |