Проверяемый текст
Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич. Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов (Диссертация 1999)
[стр. 142]

142 сеть социальной среде, активно влияют на се человеческое становление.
Чеченцы убеждены, что именно традиции и обычаи делают людей тем, кем они являются в жизни истоки нравственной сути человека следует искать в ад атак семьи.
Обобщение опыта работ передовых учителей школ показывает, что правильное использование прогрессивных национальных традиций в решении воспитательных задач позволяет прививать учащимся такие нравственные качества, как патриотизм, трудолюбие, милосердие, гуманизм, скромность, уважительное отношение к окружающим.
Необходимость использования прогрессивных национальных традиций и обычаев в нравственном воспитании объясняется прежде всего тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей; в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный
тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость, выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества.
Прогрессивные традиции и обычаи это высокохудожественное творение народа, его лучших талантов, в них сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа.
Повышение качества нравственной воспитанности детей, приобщенных к национальным традициям поведения и деятельности, реализуется не только в семьях, но и в школах при условии надлежащей педагогической работы по освоению учащимися этических традиций народа.

Сегодня правомерно различать два явления, связанные с этнопедагогической проблематикой: 1.
Отношение современных практических педагогов к народной педагогике
весьма положительно.
Провозглашение, проговаривание ценности исповедания любви и уважения к народу не заставляет людей переживать укоры совести: многое ли, конкретное ли известно им о наполненности содержанием и смыслом тех явлений, которые называются народными.
Да и само понятие «народ» за последнее десятилетие претерпело такие
[стр. 288]

288 чеченец мой друг.
Если бы небо на землю упало, не пострадала бы дружба нимало, если б взлетела земля к небесам, не изменяют такие друзья! Дружба такая, как золото, ценится.
Пью за того, кто мне ближе брата.
За сироту, за джигита-чеченца, Дружбы зерно взрастившего свято..." Прогрессивные национальные традиции являются сильнейшим культурным наследием.
Традиции и обычаи чеченского народа складывались веками и передаются от старших к младшим.
Традиции всегда носили поучительный характер.
Их содержание являлось своего рода эталоном, по которому люди оценивали свои поступки, свою деятельность.
Благодаря этому лепился идеальный образ личности.
Много полезного для дела воспитания можно найти в традициях.
Так, например, по традициям предков в чеченской семье детям прививались такие качества, как деликатность, тактичность, благопристойность поведения.
Большое внимание уделялось воспитанию уважительного отношения к родителям, к человеку, почтительность к старшим, пожилым.
В нравственном воспитании традиция это основное средство.
Нет традиции нет воспитания, которое отвечает требованиям нравственности.
Как показала наша длительная исследовательская работа по изучению взаимодействия современного воспитания и педагогических народных традиций, в семьях, где сохранились прочные связи с традиционной национальной культурой, у детей формируются более высокие нравственные ценности.
Обобщение опыта работ передовых учителей школ показывает, что правильное использование прогрессивных национальных традиций в решении воспитательных задач позволяет прививать учащимся такие нравственные качества, как патриотизм, трудолюбие, милосердие, гуманизм, скромность, уважительное отношение к окружающим.
Необходимость использования прогрессивных национальных традиций и обычаев в нравственном воспитании объясняется прежде всего тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей; в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умно


[стр.,289]

289 I женный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость, выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества.
Прогрессивные традиции и обычаи это высокохудожественное творение народа, его лучших талантов, в них сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа.
Повышение качества нравственной воспитанности детей, приобщенных к национальным традициям поведения и деятельности, реализуется не только в семьях, но и в школах при условии надлежащей педагогической работы по освоению учащимися этических традиций народа.

Мы позволим привести следующий фактический пример для иллюстрации этой (очевидной лишь на первый взгляд) позиции: в течение ряда лет более, чем 200 учащимися проводился эксперимент по целенаправленному приобщению их к пониманию содержания, формы и сути традиций.
При определении показателей учитывались объем и содержательность знаний о нравственных ценностях; характер эмоционально-нравственных переживаний; уровень этической оценки и ее обоснованность; устойчивость нравственных поступков; мотивировка поведения (это все выяснялось в беседах с учащимися и педагогами).
Кроме самого факта повышения уровня информированности учащихся, стимулирования их интересов к культуре, представленной в традициях, появление элементов повышения личностной психологической культуры (вызванного их участием в эксперименте), кроме возникновения рефлексии на свою нравственность, соизмеряемую с традиционной нравственной культурой чеченцев, мы можем констатировать и другое: педагогам понравилось заниматься этнопедагогогизацией воспитательного процесса даже в этом относительно редуцированном виде.
Воспитывая учащихся, учителя развивали свой личностный потенциал и, знакомясь с национальными традициями, одновременно получали ответы на многие свои мировоззренческие вопросы.
Правомерно различать два явления, связанные с этнопедагогической


[стр.,290]

проблематикой: 1.
Как показали наши обследования, отношение современных практических педагогов к народной педагогике положительно.
Провозглашение, проговаривание ценности исповедания любви и уважения к народу не заставляет людей переживать укоры совести: многое ли, конкретное ли известно им о наполненности содержанием и смыслом тех явлений, которые называются народными.
Да и само понятие "народ" за последнее десятилетие претерпело такие
метаморфозы, в том числе и отрицательного свойства, что оно, уже не производит прежнего впечатления.
У нарождающегося нового класса даже явно наблюдается презрительно ироническое отношение к трудовому народу рабочим, крестьянам, учителям, ученым, врачам.
2.
Распространено мнение, что народное воспитание и этнопедагогика это одно и то же и что существует теоретическое этнопсдагогическое знание, чей объект народное воспитание и, собственно, практическая этнопедагогика, то есть то, что было, когда еще не существовала педагогика научная.
Огромный фактический материал убеждает нас в том, что народное воспитание и народная педагогика сосуществуют и взаимодействуют с этнопедагогикой, с педагогикой общей и научной.
Первым наставником народа был сам народ.
Нго устное творчество, которое способно научить, как стать трудолюбивыми, добрыми, смелыми, красивыми и честными, можно назвать педагогической антологией: как отличить правду от лжи, отвагу от трусости, благородного человека от коварного хитреца.
Выявление непреходящих, вечных педагогических ценностей, созданных народом, необходимо и для педагогической науки и для педагогической практики.
В ходе изучения народной педагогики педагогическая наука познает свои корни и саму себя через сравнение научных и стихийноэмпирических знаний, педагогическая критика получает проверенные опытом истории средства, методы, формы воспитания и т.д.
Это критически усвоенное педагогическое наследие прошлого является неотъемлемой частью педагогической науки.

[Back]