Проверяемый текст
Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич. Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов (Диссертация 1999)
[стр. 144]

144 системой доказательств, не обширными теоретическими обобщениями, а логикой быстрого, оперативного реагирования, надежной тактикой действия, включением ребенка в деятельность, результатами положительного воздействия на психику воспитуемых и идеями, отбираемыми и шлифуемыми народом в течение тысячелетий.
Обязательное присутствие в семейном воспитании элементов народной педагогики, о чем свидетельствуют учителя, факт отрадный.
Наше изучение семей, чьи дети обучаются у опрошенных педагогов, показали, что родители и родители родителей, пользуясь средствами народного воспитания (методами, ценностями), осуществляют данное заимствование, не задумываясь
над тем, в народном или ином ключе воспитывается семьей ребенок.
Это заимствование происходит стихийно, являясь естественным стилем организации жизни в семье.
В процессе собеседования выявляется, что люди понимают, почему они поступают так, а не иначе.
Обоснование их позиции по многим параметрам соприкасается с ценностными критериями теорий нравственного и эстетического направлений воспитания в педагогике.
И педагоги, и родители положительно оценивают содержательные особенности народного воспитания по двум причинам.
Во-первых, по факту принадлежности воспитания народу.
Все, что идентифицируется, с таким источником, как народ, полагается ценным, необходимым, целесообразным, сопряженным с высшими и житейскими смыслами жизни, истории.
Вовторых, свое положительное отношение к народному воспитанию опрашиваемые собеседники основывают на том факте, что цели, средства и специфика (из которых им известно немногое) процесса формирования в детях определенных личностных свойств более приближены к жизни, больше на нее влияют, больше помогают воспитуемому, чем другие педагогические системы.
Иначе говоря, оказывается общепризнанным тот факт, что результативность народного воспитания выше, чем любого другого.

Эго естественно, ибо даже обучение в народной педагогике, народной дидактике представляет собой продолжение жизни, неотъемлемый ее элемент, а не что-то особое,
[стр. 291]

Современное функционирование народной педагогики чеченцев убедительнейшим образом доказывает, что народная педагогики это естественная, природосообразная педагогика.
В народной педагогике обучение неотделимо от воспитания, а воспитание от жизни, что прекрасно просматривается в традиционной культуре чеченцев.
В народной педагогике практически нет работы для интереса или реальной потребности, без личностного смысла, выкристаллизовавшегося во внутреннем пространстве личности.
Жизнесообразная народная педагогика не знает беспредметной деятельности.
Это всегда продуктивная педагогика, построенная на деятельности, имеющей предметный результат (Л.М.
Кушнир).
Народная педагогика чеченцев построена на личной или семейно-корпоративном, быть может, даже тайповом, более того, тукхумовском интересе.
Решающим признаком народной педагогики является то, что воспитательное пространство для ребенка выступает как своего рода этнопедагогическое пространство, насквозь как бы "пропитанное" любовью (Т.Н.
Петрова).
Народная педагогика чеченцев, несмотря на традиционную их сдержанность, воспитательную деятельность трактует как создание в окружении ребенка пространства любви.
Анализ воспитательных возможностей, средств и методов народною воспитания показал, что они сильны не научными аргументами и стройной системой доказательств, не обширными теоретическими обобщениями, а логикой быстрого, оперативного реагирования, надежной тактикой действия, включением ребенка в деятельность, результатами положительного воздействия на психику воспитуемых и идеями, отбираемыми и шлифуемыми народом в течение тысячелетий.
Обязательное присутствие в семейном воспитании элементов народной педагогики, о чем свидетельствуют учителя, факт отрадный.
Наше изучение семей, чьи дети обучаются у опрошенных педагогов, показали, что родители и родители родителей, пользуясь средствами народного воспитания (методами, ценностями), осуществляют данное заимствование, не задумываясь


[стр.,292]

292 над тем, в народном или ином ключе воспитывается семьей ребенок.
Это заимствование происходит стихийно, являясь естественным стилем организации жизни в семье.
В процессе собеседования выявляется, что люди понимают, почему они поступают так, а не иначе.
Обоснование их позиции по многим параметрам соприкасается с ценностными критериями теорий нравственного и эстетического направлений воспитания в педагогике.
И педагоги, и родители положительно оценивают содержательные особенности народного воспитания по двум причинам.
Во-первых, по факту принадлежности воспитания народу.
Все, что идентифицируется, с таким источником, как народ, полагается ценным, необходимым, целесообразным, сопряженным с высшими и житейскими смыслами жизни, истории.
Вовторых, свое положительное отношение к народному воспитанию опрашиваемые собеседники основывают на том факте, что цели, средства и специфика (из которых им известно немногое) процесса формирования в детях определенных личностных свойств более приближены к жизни, больше на нее влияют, больше помогают воспитуемому, чем другие педагогические системы.
Иначе говоря, оказывается общепризнанным тот факт, что результативность народного воспитания выше, чем любого другого.

Это естественно, ибо даже обучение в народной педагогике, народной дидактике представляет собой продолжение жизни, неотъемлемый ее элемент, а не что-то особое, специальное, искусственно придуманное и введенное.
Каков вывод из вышеприведенной информации? Если не поспешить изучать народную педагогику, не создать своеобразный банк данных о феномене народного воспитания, то будет все сложнее представить целостную картину идеологии, ценностей и технологий этого воспитания пользователям, то есть самому народу, школе, семье, матери, отцу, приюту, детскому дому, науке об обучении и воспитании.
Самое же главное этнопедагогизация как таковая перестанет быть фактом и фактором демократизации системы воспитания подрастающего поколения (Н.В.
Силистрару).
Уже сегодня мало кто может обстоятельно и толково рассказать о народном воспитании:

[Back]