Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 22]

22 литературе у кавказцев не встречается [248].
Профессор И.А.
Макатов полагает, что «Адат это исторически сложившаяся совокупность определенных обычаев, традиции, нравственных принципов и правовых установок, охватывающих все стороны общественной и личной жизни, и проявляющаяся в различных сферах и формах взаимоотношений людей» [135].
В социологической, публицистической и нередко в художественной литературе словом «адат», главным образом, отмечали отживший, вредный обычай, консервативный пережиток.
Вряд ли такое одностороннее употребление термина «адат» служит объективному раскрытию положения дел.
Мы считаем, что нельзя закреплять за словом «адат» негативный смысл.
У
чеченцев в формировании духовной культуры в течение длительного исторического периода воздействия идеологии ислама было значительным.
Однако у
чеченцев, как и у любого другого народа, прогрессивных традиций значительно больше, чем консервативных.
В связи с изложенным считаем, что употребление термина «адат» вне конкретного контекста должно быть нейтральным так же, как и терминов «традиция», «обычай».
Горский адат содержал в себе уникальный свод законов, правил жизни и деятельности всех и каждого.
Все, что совершалось отдельным человеком, группой людей, родом, оценивалось и судилось по адату.
Благонравие и благочестие определялись знанием адатов и умением руководствоваться ими.
Адат учит уважению к старшим, покровительству и помощи слабым, регулирует нормы гражданского права, семейно-брачных отношений, определяет порядок наследования личного имущества.
Закрепившись как адат, стереотип поведения «так всегда было» проявляется в единичном, особенном и всеобщем.
Важным признаком традиций и обычаев является преемственность.
Традиции и обычаи в известном смысле есть история.
А история ценна тем, что, уходя в прошлое, не уносит с собой все.
Поэтому традиции и обычаи можно рассматривать, как один из конкретных путей удержания прошлого
[стр. 25]

* 24 + * Особенно надо сказать о будничных традициях, которыми регламентируются повседневные отношения, формы обращения к старшим, младшим, приветствия и т.д.
Многим народным традициям в той или иной степени присуща национальная окрашенность.
Вайнахская культура впитала в себя все лучшее и ценное, что было создано творчеством народа в процессе его исторического развития.
У народов Северного Кавказа общим названием, обозначающим традиции и обычаи, является арабское слово "адат"1.
Это слово вошло в обиход во время пребывания арабов на Кавказе.
Разграничение понятий "традиция" и "обычай" в разговорной речи или литературе у кавказцев не встречается2.
Профессор И.А.Макатов считает: "Адат это исторически сложившаяся совокупность определенных обычаев, традиции, нравственных принципов и правовых установок, охватывающих все стороны общественной и личной жизни, и проявляющаяся в различных сферах и формах взаимоотношений людей"3.
В социологической, публицистической и нередко в художественной литературе словом "адат", главным образом, отмечали отживший, вредный обычай, консервативный пережиток.
Вряд ли такое одностороннее употребление термина "адат" служит объективному раскрытию положения дел.
Мы считаем, что нельзя закреплять за словом "адат" негативный смысл.
У
вайнахов в формировании духовной культуры в течение длительного исторического периода воздействия идеологии ислама было значительным.
Однако у
вайнахов, как и у 1 Лдат (арабское) обычай, неписаный закон, у некоторых мусульманских народов обычное право.
Б.Э.С.-М., 2000, с.
18.
: Уже в советское врем* были приняты попытки определения понятия "адат".
Например, Э.И.Хадарцсв в статье "Лдатская проблема и задачи Краевого научно-исследовательского института" пишет: "Лдаты это совокупность норм этики, морали, религиозного культа, внешних обрядов, юридических обычаев, порожденных в процессе общей жизни горцев начиная с эпохи родового быта и до революции".
(Революция и горец.
1928, К? I, с.
50).
\Макатов И.А.
Ислам и национальные традиции.
Махачкала.
1981, с.
11.


[стр.,26]

25 ♦ «Г * любого другого народа, прогрессивных традиций значительно больше, чем консервативных.
В связи с изложенным считаем, что употребление термина "адат" вне конкретного контекста должно быть нейтральным так же, как и терминов "традиция", "обычай".
Горский адат содержал в себе уникальный свод законов, правил жизни и деятельности всех и каждого.
Все, что совершалось отдельным человеком, группой людей, родом, оценивалось и судилось по адату.
Благонравие и благочестие определялись знанием адатов и умением руководствоваться ими.
Адат учит уважению к старшим, покровительству и помощи слабым, регулирует нормы гражданского права, семейно-брачных отношений, определяет порядок наследования личного имущества.
Закрепившись как адат, стереотип поведения "так всегда было" проявляется в единичном, особенном и всеобщем.
Важным признаком традиций и обычаев является преемственность.
Традиции и обычаи в известном смысле есть история.
А история ценна тем, что, уходя в прошлое, не уносит с собой все.
Поэтому традиции и обычаи можно рассматривать, как один из конкретных путей удержания прошлого
опыта, практики, навыков и приемов.
Через традиции и обычаи каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию.
Благодаря свойству преемственности, традиции передают выработанный и устоявшийся запас навыков и привычек людей, представлений и понятий, форм и способов их общения.
Эта способность традиций выступает средством, с помощью которого человечество и поднимается выше.
Это один из факторов поступательного развития, без которого немыслим общий прогресс, ибо никакой личный опыт человека и даже одного поколения, каким бы

[Back]