Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 25]

25 взаимные связи, оказывали влияние друг на друга.
В ряде случаев они даже живут смешанно, и все же, несмотря на все это, имеется различие в их национальном психическом складе, в их обычаях, привычках и традициях.

С незапамятных времен живут чеченцы на данной территории.
Они являются наследниками той цивилизации, которая создала к Югу от Кавказа уникальный по значимости очаг духовных исканий.
Неискоренимая память многих поколений свидетельствует именно об этом величии величии духа.
Ранние письменные известия об общих предках
чеченцев относятся к I тысячелетию до н.э.
В «Географии» Страбона упоминается этноним
«гаргарси», что является производным от нахского «гаргара» близкий, родственный.
Во второй половине XVIII в.
в русских источниках впервые появился этноним «чеченцы», который происходит от топонима «Чечен» села, находящегося в настоящее время в Грозненском районе Чеченской республики
[151].
Самоназвание «нахчо» от названия большого чеченского племени.

У чеченцев не было князей, беков, ханов.
Основной социальной структурой чеченцев и ингушей не только в XIX, но и в начале XX в.
была большая семья, во главе которой стоял старший по возрасту мужчина.
Межсемейные отношения регулировались адатом.
Этноним «вайнах» утвердился в период развития советской исторической науки.
Его введение приписывается ингушскому лингвисту Заурбеку Мальсагову, который в 1920-1930-е гг.
боролся за единые для чеченцев и ингушей литературный язык, и русскому лингвисту Николаю Яковлеву, считавшему эти
пароды этнически очень близкими.
Чеченский народ подразделяется на большое количество этнических групп, называемых
тейпами (род, фамилия).
Тейп как этносоциальная единица народа содержат в себе все, что есть в этносе.
«Тейп это своего рода слагаемое чеченского этноса, “малая чеченская нация”, которая в духовном и материальном отношении имеет все, что совокупно, суммарно имеется в
[стр. 50]

49 воспитательная система чеченцев при внимательном ее рассмотрении могла бы стать гордостью для всего человечества, разные этнические части которого одинаково мечтают о счастье в условиях свободы и равенства"1 Известна сложная, трагическая судьба вайнахского народа.
Однако без нее невозможно высказать объективные суждения о специфике семейного воспитания в вайнахской народной педагогике.
В трактовке истории вайханского народа мы придерживаемся точки зрения историков как русских, так и вайнахских разделяющих концепцию Ю.А.Айдаева и его последователей.
Вайнахи относятся к одной из древнейших культурных общностей — кавказской.
Северный Кавказ это мировой коридор культур и цивилизаций, где издревле решались судьбы многих народов, языков, религий и перекрещивались их дороги.
В свое время арабские географы назвали Кавказ "ДжабелальСуни", что дословно означает "Гора языков".
На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено много народов, различных по численности и говорящих на разных языках.
Наряду с крупными этносами, насчитывающими миллионы человек, здесь живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч.
Народы Северного Кавказа живут почти в одинаковой природной среде, много общего имеется в их историческом развитии, они веками поддерживали взаимные связи, оказывали влияние друг на друга.
В ряде случаев они даже живут смешанно, и все же, несмотря на все это, имеется различие в их национальном психическом складе, в их обычаях, привычках и традициях.

1 Лрсалиев Ш.М.-Х.
Этноледаютческое наследие чеченцев.
М.: Прометей, 1998, с.
13.


[стр.,51]

50 * С незапамятных времен живут вайнахи на данной территории.
И являются наследниками той цивилизации, которая создала к Югу от Кавказа уникальный по значимости очаг духовных исканий.
Неискоренимая память многих поколений свидетельствует именно об этом величии величии духа.
Ранние письменные известия об общих предках
ингушей и чеченцев относятся к I тысячелетию до н.э.
В "Географии" Страбона упоминается этноним
"гаргареи", что является производным от нахского "гаргара" близкий, родственный.
Чечено-ингушские племена вплоть до XVIII века осознавали свое этнокультурное единство и выступали на исторической арене под общим названием.
Вплоть до последней четверти XIX века большая часть русских и зарубежных исследователей продолжали называть чеченцев и ингушей общим названием "чеченцы".
Кавказоведы XVIIIXIX веков Гюльденштейн, Паллас, С.Броневский, В.Потто, П.Услар и другие писали, что чеченцы и ингуши единый народ, свободно говорят и понимают друг друга.
Такого же мнения был Б.Далгат, озаглавивший свою работу о вайнахах "Первая религия чеченцев" хотя писал на материалах ингушей.
Первый чеченский этнограф У.Лаудаев назвал свою обобщающую статье, включающую сведения и об ингушах "Чеченское племя"; а ингуш Чах Ахриев опубликовал сугубо ингушское эпическое произведение под заголовком "из чеченских сказаний".
Во второй половине ХУШ в.
в русских источниках впервые появился этноним "чеченцы", "который происходит от топонима "Чечен" села, находящегося в настоящее время в Грозненском районе Чеченской республики"1.

Самоназвание "нахчо" от названия большого чеченского племени.

Народы Кавказа, Т.
I.
М,: 1960, с.
362.


[стр.,52]

51 Ингуши (самоназвание "галгай"), этот этноним происходит от названия крупного родоплеменного объединения Гапгаевского, которое распространилось на весь этнос.
Этноним "ингуши" происходит от названия старинного селения Ангушт, находившегося на месте нынешнего селения Тарское.
У чеченцев и ингушей не было князей, беков, ханов.
Основной социальной структурой чеченцев и ингушей не только в XIX, но и в начале XX в.
была большая семья, во главе которой стоял старший по возрасту мужчина.
Межсемейные отношения регулировались адатом.
Этноним "вайнах" утвердился в период развития советской исторической науки.
Его введение приписывается ингушскому лингвисту Заурбеку Мальсагову, который в 1920-1930-е гг.
боролся за единые для чеченцев и ингушей литературный язык, и русскому лингвисту Николаю Яковлеву, считавшему эти
народы этнически очень близкими.
Чеченский народ подразделяется на большое количество этнических групп, называемых
тайпами (род, фамилия).
Тайп как этносоциальная единица народа содержат в себе все, что есть в этносе.
"Тайп это своего рода слагаемое чеченского этноса, "малая чеченская нация", которая в духовном и материальном отношении имеет все, что совокупно, суммарно имеется в чеченской нации"1.
На сегодняшний день тайпов в Чечне насчитывается более 150.
Каждый тайп объединяет внутри себя группу людей более или менее близких родственников со строгими нравственными обязательствами.
В очень древних тайпах степень родства условна и характеризуется всего лишь его обозначением.
Зато нравственней ориентир таких древних групп чрезвычайно высок.
"Если человек об этом забывает, то ему об этом напоминают.
Независимо от того, является ли тайп на деле ' Лрсалиев Ш.М.-Х.
Этнопедагогическое наследие чеченцев.
М.: Прометей, 1998.
с.
256.

[Back]