Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 26]

26 чеченской нации» [16].
На сегодняшний день тейпов в Чечне насчитывается более 150.
Каждый
тейп объединяет внутри себя группу людей более или менее близких родственников со строгими нравственными обязательствами.
В очень древних
тейпах степень родства условна и характеризуется всего лишь его обозначением.
Зато нравственней ориентир таких древних групп чрезвычайно высок.
«Если человек об этом забывает, то ему об этом напоминают.
Независимо от того, является ли
тейп на деле кровнородственной или нет, он выступает хранителем поведенческой культуры чеченцев.
Как говорят в народе:
“Тейп это крепость адатов”» [274].
Чеченское общество, организованное с учетом принципа свободы и равенства, консолидируется в крепкую нацию с помощью
«тейпового механизма».
Ни у одного из других народов Северного Кавказа так долго и так прочно родственные связи не сохранились.
Советская власть так и не смогла полностью разрушить эту этническую систему чеченцев.
Пожалуй, трудно найти на Северном Кавказе другой народ, у которого было бы столько тяжелых социальных коллизий, драматических событий и трагедий, как это имело место в жизни
чеченского народа.
На протяжении веков он угнетался сначала царской Россией, а затем коммунистическим режимом.
Сталинские репрессии 30-40-х годов уничтожили практически всю
чеченскую интеллигенцию, депортация 23 февраля 1944 года унесла из жизни, по разным оценкам, от трети до половины чеченского населения, нанесен был серьезный урон экономике, культура, демографии.
Огромные человеческие и моральные потери понесли
чеченцы во время депортации.
Как и другие репрессированные народы, они прошли через статусную депривацию упразднение не только республики, но и всего народа.
На местах спецпоселений в Казахстане и Киргизии
чеченцев расселили
[стр. 52]

51 Ингуши (самоназвание "галгай"), этот этноним происходит от названия крупного родоплеменного объединения Гапгаевского, которое распространилось на весь этнос.
Этноним "ингуши" происходит от названия старинного селения Ангушт, находившегося на месте нынешнего селения Тарское.
У чеченцев и ингушей не было князей, беков, ханов.
Основной социальной структурой чеченцев и ингушей не только в XIX, но и в начале XX в.
была большая семья, во главе которой стоял старший по возрасту мужчина.
Межсемейные отношения регулировались адатом.
Этноним "вайнах" утвердился в период развития советской исторической науки.
Его введение приписывается ингушскому лингвисту Заурбеку Мальсагову, который в 1920-1930-е гг.
боролся за единые для чеченцев и ингушей литературный язык, и русскому лингвисту Николаю Яковлеву, считавшему эти народы этнически очень близкими.
Чеченский народ подразделяется на большое количество этнических групп, называемых тайпами (род, фамилия).
Тайп как этносоциальная единица народа содержат в себе все, что есть в этносе.
"Тайп это своего рода слагаемое чеченского этноса, "малая чеченская нация", которая в духовном и материальном отношении имеет все, что совокупно, суммарно имеется в чеченской нации"1.
На сегодняшний день тайпов в Чечне насчитывается более 150.
Каждый
тайп объединяет внутри себя группу людей более или менее близких родственников со строгими нравственными обязательствами.
В очень древних
тайпах степень родства условна и характеризуется всего лишь его обозначением.
Зато нравственней ориентир таких древних групп чрезвычайно высок.
"Если человек об этом забывает, то ему об этом напоминают.
Независимо от того, является ли
тайп на деле ' Лрсалиев Ш.М.-Х.
Этнопедагогическое наследие чеченцев.
М.: Прометей, 1998.
с.
256.


[стр.,53]

52 % кровнородственной или нет, он выступает хранителем поведенческой культуры чеченцев.
Как говорят в народе,
"тайп это крепость адатов"1.
Чеченское общество, организованное с учетом принципа свободы и равенства, консолидируется в крепкую нацию с помощью
"тайпового механизма".
Ни у одного из других народов Северного Кавказа так долго и так прочно родственные связи не сохранились.
Советская власть так и не смогла полностью разрушить эту этническую систему чеченцев.
Пожалуй, трудно найти на Северном Кавказе другой народ, у которого было бы столько тяжелых социальных коллизий, драматических событий и трагедий, как это имело место в жизни
вайнахского народа.
На протяжении веков он угнетался сначала царской Россией, а затем коммунистическим режимом.
Сталинские репрессии 30-40-х годов уничтожили практически всю
вайнахскую интеллигенцию, депортация 23 февраля 1944 года унесла из жизни, по разным оценкам, от трети до половины вайнахского населения, нанесен был серьезный урон экономике, культура, демографии.
Огромные человеческие и моральные потери понесли
вайнахи во время депортации.
Как и другие репрессированные народы, они прошли через статусную депривацию" упразднение не только республики, но и всего народа.
На местах спецпоселений в Казахстане и Киргизии
вайнахов расселили небольшими группами в сельской маетности.
Традиционный уклад жизни был разрушен.
В непривычных условиях старшее поколение вайнахов, как наиболее приверженные традициям и обычаям, были и более всего ранимы психологически, труднее приспосабливались Чеснов Я.
Чеченцем быть трудно// Независимая газета.
М.: 2.09.394.

[Back]