Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 28]

28 Этот краткий экскурс в прошлое делается нами, с одной лишь целью найти стержень миропонимания чеченского народа.
Сегодня многие спекулируют именем
чеченского народа, причем, не имея, как правило, элементарного понимания его истории и менталитета.
Между тем,
чеченцы, один из десятков народа мира, которые в результате упорной многовековой борьбы отвергли сословно-иерархическое общественное обустройство, и единственные на Кавказе, которые па всей территории своего расселения установили порядок, названный дореволюционными российскими учеными «демократическим управлением» [258].
1.2.
Характеристика воспитательных функции отдельных обычаев и традиций Одним из существенных факторов, влияющих на становление личности, следует считать воспитание на традициях.
Традиции бывают национальные и межэтнические.
Следует сказать, что национальные традиции способствуют сохранению национальной культуры, являются одним из основных компонентов духовной культуры любого народа, в том числе и чеченского.
Как уже отмечалось выше, традиции и обычаи в чеченской культуре составляют основу воспитания подрастающего поколения.
Рассмотрим примеры воспитательной роли некоторых из них.
Почитание старших и э/сеищин.
Особого внимания, заслуживает такая традиция, как уважение к старшим.
Чеченский народ, как в другие народы, гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека.
Уважая старшего, выражая тем самым свое отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших.
В семенном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социально-психологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и
[стр. 55]

54 Несмотря на ссылки, гонения, а может быть в определенной степени и благодаря этому, вайнахский народ сохранил свой язык и этнокультурную самобытность.
Этот краткий экскурс в прошлое делается нами, с одной лишь целью, найти стержень миропонимания
вайнахского народа.
Сегодня многие спекулируют именем
вайнахского народа, причем, не имея, как правило, элементарного понимания его истории и менталитета.
Между тем,
вайнахи, один из десятков народа мира, которые в результате упорной многовековой борьбы отвергли сословно-иерархическое общественное обустройство, и единственные на Кавказе, которые на всей территории своего расселения установили порядок, названный дореволюционными российскими учеными "демократическим управлением1.
В современных условиях семейное вайнахское воспитание в некоторой степени сохранило черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков традиции и ценности.
Специфика семейного воспитания вайнахской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей.
Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них.
Кратко их можно представить так: стремление прививать детям такие духовно-нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, родителям и старшим, гостеприимство, скромность, честность, личная честь, взаимопомощь; использование труда, важнейшего средства воспитания детей, для передачи им производительных навыков родителей; 1 Хасиев С.-М.
О ценностной шкале чеченцев //Газета "Чеченец".
Грозный, 1990, № 1.


[стр.,75]

75 духовности профилактика дезадаптации, дезориентации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней души и тела.
Именно такая любовь, лежащая в основе жизни, стимулирует жизнедеятельность и витальную энергию.
Народные традиции, в свою очередь, нацеливают детей на осознание материнского труда, любви к ней, преданности и благодарности.
Чеченская пословица гласит: "Кто почитал мать, того почитали все".
Вайнахи считают: "Если поджарить яичницу на ладони и поднести ее матери, то и тогда мы не окупим своих долгов перед ней".
Особое внимание, как показывает наше исследование, занимает такая традиция, как уважения к старшим.
Вайнахский народ, как в другие народы, гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека.
Уважая старшего, выражая тем самым свое отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших.
В семенном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социальнопсихологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и
вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности.
Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие) обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни.
Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во взаимоотношениях.
Это проявляется во всех аспектах вербального и невербального коммуникативного поведения и ритуалах знакомства, обращениях и приветствиях, в правилах приема и проводов гостей, в порядке

[Back]