Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 29]

29 вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности.
Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие) обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни.
Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во взаимоотношениях.
Это проявляется во всех аспектах вербального и невербального коммуникативного поведения и ритуалах знакомства, обращениях и приветствиях, в правилах приема и проводов гостей, в порядке
рассаживания гостей за трапезой, ведения беседы, разговора, в жестах, позах и т.д.
Зачатки воспитания доброго, почтительного отношения к взрослым людям в
чеченских семьях закладываются с раннего детства.
Искусству уважения дети учатся на примере своих родителей, которые при встречах с родственниками и другими людьми здороваются и желают долгой жизни.
Вместе с тем детей убеждают, что непослушание взрослым является актом наказуемым и не только со стороны родителей, но и со стороны
Ьога.
Таким образом, в культ возводится и религиозный аспект, который многократно усиливает силу воздействия воспитательных приемов, нацеленных на формирование чуткого отношения к родителям, старшим.
Дети приучаются к этому с детства на конкретных примерах из жизни народа.

'Гак, честью считается для молодого замедлить свой ход навстречу старому человеку, чтоб уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение, внимание.
Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявить скромность; хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета.
Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим, готовность выполнить любое его поручение.
Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим
[стр. 75]

75 духовности профилактика дезадаптации, дезориентации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней души и тела.
Именно такая любовь, лежащая в основе жизни, стимулирует жизнедеятельность и витальную энергию.
Народные традиции, в свою очередь, нацеливают детей на осознание материнского труда, любви к ней, преданности и благодарности.
Чеченская пословица гласит: "Кто почитал мать, того почитали все".
Вайнахи считают: "Если поджарить яичницу на ладони и поднести ее матери, то и тогда мы не окупим своих долгов перед ней".
Особое внимание, как показывает наше исследование, занимает такая традиция, как уважения к старшим.
Вайнахский народ, как в другие народы, гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека.
Уважая старшего, выражая тем самым свое отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших.
В семенном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социальнопсихологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности.
Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие) обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни.
Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во взаимоотношениях.
Это проявляется во всех аспектах вербального и невербального коммуникативного поведения и ритуалах знакомства, обращениях и приветствиях, в правилах приема и проводов гостей, в порядке


[стр.,76]

76 * рассаживания гостей за трапезой, ведения беседы, разговора, в жестах, позах и т.д.
Зачатки воспитания доброго, почтительного отношения к взрослым людям в
вайнахских семьях закладываются с раннего детства.
Искусству уважения дети учатся на примере своих родителей, которые при встречах с родственниками и другими людьми здороваются и желают долгой жизни.
Вместе с тем детей убеждают, что непослушание взрослым является актом наказуемым и не только со стороны родителей, но и со стороны
бога.
Таким образом, в культ возводится и религиозный аспект, который многократно усиливает силу воздействия воспитательных приемов, нацеленных на формирование чуткого отношения к родителям, старшим.
Дети приучаются к этому с детства на конкретных примерах из жизни народа.

Так, честью считается для молодого замедлить свой ход навстречу старому человеку, чтоб уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение, внимание.
Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявить скромность; хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета.
Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим, готовность выполнить любое его поручение.
Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим
спиной, чесать затылок, нос, жевать и т.д.
У вайнахов считается позором, если дети оставляют на произвол судьбы отца, мать.
Нравственные нормы жизни народа находят свое отражение в речи людей при их общении друг с другом.
Отношения между людьми неодинаковы; есть отношения равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, недружеские и т.п.
Манера разговора, учтивая и спокойная, желание не унизить и не обидеть собеседника, даже при

[Back]