Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 30]

30 спиной, чесать затылок, нос, жевать и т.д.
У
чеченцев считается позором, если дети оставляют на произвол судьбы отца, мать.
Нравственные нормы жизни народа находят свое отражение в речи людей при их общении друг с другом.
Отношения между людьми неодинаковы; есть отношения равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, недружеские и т.п.
Манера разговора, учтивая и спокойная, желание не унизить и не обидеть собеседника, даже при
нелицеприятном разговоре является выражением такой характерной черты чеченского стереотипа как «стремление быть приятным», имеются специальные вежливоскромные формы обращения к старшим: «дада» (отец), «нана» (мать), «деца» (тетя), «ваша» (дядя).
Младший, приветствуя старшего, обязательно должен встать, уступая свое место, и не садиться до тех пор, пока старший не сядет или не пригласит сесть.
Также младшим воспрещается окликать старшего.
Пословица гласит: «Старшего не окликают, а идут к нему», или «Тот, кто окликает тебя, тот старше».
Следует
отмстить, что у чеченцев быть старшим — не только право, но и обязанность, потому что существуют обязанности старших перед младшими.
Сила этой нравственной традиции еще и в том, что она побуждает самих воспитателей к постоянному самовоспитанию.
Она обязывает старших всегда быть достойными уважения, быть внимательными, заставляет проявлять заботу о детях, не допускать по отношению к ним грубости, неуместных слов, соблюдать педагогический такт в общении, стараться всегда поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания, делать все, чтобы укрепить семейные узы.
Уважение, почет и послушание младших требует от старших постоянного самоконтроля в словах и делах, они служат для детей как бы наглядной иллюстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.
Уважение к старшим внедряется в сознание
чеченцев как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа.
Отсюда целый
ряд пословиц-наставлений типа: «Старшего
[стр. 76]

76 * рассаживания гостей за трапезой, ведения беседы, разговора, в жестах, позах и т.д.
Зачатки воспитания доброго, почтительного отношения к взрослым людям в вайнахских семьях закладываются с раннего детства.
Искусству уважения дети учатся на примере своих родителей, которые при встречах с родственниками и другими людьми здороваются и желают долгой жизни.
Вместе с тем детей убеждают, что непослушание взрослым является актом наказуемым и не только со стороны родителей, но и со стороны бога.
Таким образом, в культ возводится и религиозный аспект, который многократно усиливает силу воздействия воспитательных приемов, нацеленных на формирование чуткого отношения к родителям, старшим.
Дети приучаются к этому с детства на конкретных примерах из жизни народа.
Так, честью считается для молодого замедлить свой ход навстречу старому человеку, чтоб уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение, внимание.
Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявить скромность; хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета.
Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим, готовность выполнить любое его поручение.
Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, жевать и т.д.
У
вайнахов считается позором, если дети оставляют на произвол судьбы отца, мать.
Нравственные нормы жизни народа находят свое отражение в речи людей при их общении друг с другом.
Отношения между людьми неодинаковы; есть отношения равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, недружеские и т.п.
Манера разговора, учтивая и спокойная, желание не унизить и не обидеть собеседника, даже при


[стр.,77]

нелицеприятном разговоре является выражением такой характерной черты вайнахского стереотипа как "стремление быть приятным", имеются специальные вежливо-скромные формы обращения к старшим: "дада", "нана", "деца", "воша".
Младший, приветствуя старшего, обязательно должен встать, уступая свое место, и не садиться до тех пор, пока старший не сядет или не пригласит сесть.
Также младшим воспрещается окликать старшего.
Пословица гласит: "Старшего не окликают, а идут к нему", или "Тот, кто окликает тебя, тот старше".
Следует
отметить, что у вайнахов быть старшим не только право, но и обязанность, потому что существуют обязанности старших перед младшими.
Сила этой нравственной традиции еще и в том, что она побуждает самих воспитателей к постоянному самовоспитанию.
Она обязывает старших всегда быть достойными уважения, быть внимательными, заставляет проявлять заботу о детях, не допускать по отношению к ним грубости, неуместных слов, соблюдать педагогический такт в общении, стараться всегда поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания, делать все, чтобы укрепить семейные узы.
Уважение, почет и послушание младших требует от старших постоянного самоконтроля в словах и делах, они служат для детей как бы наглядной иллюстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.
Уважение к старшим внедряется в сознание
вайнахов как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа.
Отсюда целый
ансамбль пословиц-наставлений тапа: "Старшего почитай сам станешь почитаемым", "К старшему прислушивающийся в делах преуспевает", "Кто старшего не послушался, в большую яму упал", "Не стремись к почетному месту если ты его заслужишь, оно тебе достанется".

[Back]