Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 31]

31 почитай сам станешь почитаемым», «К старшему прислушивающийся в делах преуспевает», «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», «Не стремись к почетному месту если ты его заслужишь, оно тебе достанется».
Свидетельством того, что указанная традиция действительно соблюдается
чеченцами в настоящее время, служит гот факт, что в Чечне в доме для престарелых до последних военных событий, не было ни одного человека чеченской национальности.
Все одинокие проживают в семьях близких и родных, окруженные заботой и теплом домашнего очага.

Чеченскую культуру можно обозначить как аидроцентрическую, так как в значительной степени она ориентирована на мужчину.
И это вовсе не потому, что здесь не было неординарных представительниц слабого пола.
Женщины никогда не были бесправными или забитыми.
Их функции высоко ценились мужчинами, и женщины всегда занимали
достойное положение.
В прошлом самая жестокая схватка прекращалась, как только среди сражавшихся появлялась женщина с непокрытой головой.
Мать говорит последние слова прощания во время ухода сына на войну.
Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как он оказывался
иод ее защитой, а, прикоснувшись губами к груди автоматически становился сыном.
Уровень воспитанности мужчины в народе определяется по его культуре отношения к женщине.
Выживание
парода в суровых кавказских горах требовало четкой регламентации поведения каждого члена общества.
Отсюда жесткая дифференциация половых ролей.
Одна из важнейших функций женщин сохранение и передача традиций.
В старину считалось, что потеря семейной или родовой чести начинается с женщины, а брачное правило гласило: «Ищи сыну семя», т.е.
в будущей матери должны быть те качества, которые перейдут к детям.
В значительной степени благодаря природному консерватизму женщин и стремлению к сохранению семьи и родственных связей остались
[стр. 72]

72 Подводя итог сказанному о традициях семейного трудового воспитания можно утверждать, что они выступают: а) как источник гуманистической направленности личности; б) как средство всестороннего развития личности; в) как важное условие формирования нравственности младших поколений; г) как условие формирования ответственной жизненной позиции подростка.
Из выше сказанного следует, что главной, стержневой идеей в вайнахской народной педагогике является труд, а объединяющим началом семьи мать.
Традицией, имеющей огромное воспитательное значение, является почтительное отношение к женщине.
Это естественно, поскольку первые впечатления об окружающем мире каждый человек получает благодаря матери.
В вайнахской культуре женщина исток всех нравственных начал.
Корни нравственности восходят от женщины, и это делает ее особо ответственной за воспитание подрастающего поколения.
Существует популярное выражение у чеченцев "Ненан мотг" (материнский язык этнокультурный язык жизни).
Оно, по выражению Яна Чеснова, охватывает весь комплекс этики, принципы, нравственного поведения и представления о человечности и добре, которое должно переселиться от матери в детскую душу"1.
Вайнахскую культуру можно обозначить как андроцентрическую, так как в значительной степени она ориентирована на мужчину.
И это вовсе не потому, что здесь не было неординарных представительниц слабого пола.
Женщины никогда не были бесправными или забитыми.
Их функции высоко ценились мужчинами, и женщины всегда занимали
1 Чес нов Я.Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев.
Журнал "Этнографическое обозрение", № 5 , М , 1994.


[стр.,73]

достойное положение.
В прошлом самая жестокая схватка прекращалась, как только среди сражавшихся появлялась женщина с непокрытой головой.
Мать говорит последние слова прощания во время ухода сына на войну.
Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как он оказывался
под ее защитой, а, прикоснувшись губами к груди автоматически становился сыном.
Уровень воспитанности мужчины в народе определяется по его культуре отношения к женщине.
Выживание
народа в суровых кавказских горах требовало четкой регламентации поведения каждого члена общества.
Отсюда жесткая дифференциация половых ролей.
Одна из важнейших функций женщин сохранение и передача традиций.
В старину считалось, что потеря семейной или родовой чести начинается с женщины, а брачное правило гласило: "Ищи сыну семя", т.е.
в будущей матери должны быть те качества, которые перейдут к детям.
В значительной степени благодаря природному консерватизму женщин и стремлению к сохранению семьи и родственных связей остались
действенными многие положительные обычаи гостеприимство, взаимопомощь, проявление заботы о стариках и т.д.
В богатом женскими персонажами вайнахском фольклоре почти не встречаются отрицательные женские образы, зато много места отдано женщине-матери.
"Однажды, повествует одно предание, к Тайми Биболту приехал грузинский князь с целью узнать основную причину того, почему Биболт стал таким "известным мужчиной".
На вопрос о том, как он стал уважаемым человеком, Тайми ответил: "Основной причиной того, почему меня чтит "вся страна", является то, что меня стали уважать дети, семья.
Когда меня стала уважать семья, то стали уважать соседи,

[стр.,78]

78 I 0 % Свидетельством того, что указанная традиция действительно соблюдается вайнахами в настоящее время, служит тот факт, что в Чечне в доме для престарелых до последних военных событий, не было ни одного человека чеченской национальности.
Все одинокие проживают в семьях близких и родных, окруженные заботой и теплом домашнего очага.

Обратимся еще к одной важной традиции уважение к семье.
По народному утверждению, без связи с родней, родителями, братьями и сестрами, лишенный родного слова человек беспомощен и незащищен.
Отец, мать слова, близкие сердцу любого человека.
У вайнахов в них заключен нравственный, высокий духовный идеал.
"Трудно найти человека, пишет Л.Лйдамиров, который не дорожил бы своими родителями.
Он никогда не бросит и не забудет их, какие бы невзгоды сам не испытал.
Будучи зрелым человеком, имея детей и внуков, перед своими родителями он как пятилетний ребенок, их слова для него как воля Аллаха.
Таковы вековые обычаи.
До сих пор еще ни один сын не нарушил этот неписаный закон"1.
Особо выделяются родственные чувства, потому что, помимо обычных, родственные отношения между людьми у вайнахов отличаются своей прочностью и распространенностью на весьма отделенное родство, обычно и до седьмого колена.
Родственные чувства одобряются и с прагматической стороны, поскольку они способствуют укреплению социальных и материальных связей в обществе, обеспечивают взаимного согласия и уважения людей, в широком родственном пространстве.
Взаимное уважение и согласие не обрывается резко на отдаленных родственных границах.
Родственное чувство, являясь одним из компонентов, формирующих моральный облик вообще, на отдаленных границах утрачивает только свою глубину 1 Айдамиров А.
Долгие ночи.
Грочный.
1972, с.95.

[Back]