Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 32]

32 действенными многие положительные обычаи гостеприимство, взаимопомощь, проявление заботы о стариках и т.д.
[273] В богатом женскими персонажами чеченском фольклоре почти не встречаются отрицательные женские образы, зато много места отдано жен щи! ю-матери.
«Однажды, повествует одно предание, к Тайми Биболту
(Бейбулату Таймиеву) приехал грузинский князь с целью узнать основную причину того, почему Биболт стал таким «известным мужчиной».
На вопрос о том, как он стал уважаемым человеком, Тайми ответил: «Основной причиной того, почему меня чтит «вся страна», является то, что меня стали уважать дети, семья.
Когда меня стала уважать семья, то стали уважать соседи,
друзья.
Когда меня стали уважать соседи, то стало уважать все село.
Когда меня стало уважать все село, то стала уважать, почитать вся страна.
Честь мужа оберегает жена»
[205].
Здесь в уста знаменитого героя Тайми Биболта народ вкладывает свои представления об идеальной хозяйке дома, создавшей мужчине доброе имя.
Из преданья видно, как высоко в
чеченском обществе ценилась эта роль женщины.
За годы Советской власть утратился престиж, роль женщины, матери как воспитательницы и хранительницы «домашнего очага», поскольку ей приходилось уделять много времени на государственном предприятии, службе.
Снижение значимости семейного долга, смысла семейной жизни, основным делом которого является воспитание детей, ослабление семейных уз и родственных связей существенно повлияло на нравственность детей и их здоровье, стали причиной многих нарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
Культ женщины, матери является актуальным не только через признание ее воспитательной роли, с женщиной связано народное представления о том, что любовь и уважение является духовно-нравственным основанием общественной жизни.
И сегодня образ матери остается центральным в
[стр. 73]

достойное положение.
В прошлом самая жестокая схватка прекращалась, как только среди сражавшихся появлялась женщина с непокрытой головой.
Мать говорит последние слова прощания во время ухода сына на войну.
Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как он оказывался под ее защитой, а, прикоснувшись губами к груди автоматически становился сыном.
Уровень воспитанности мужчины в народе определяется по его культуре отношения к женщине.
Выживание народа в суровых кавказских горах требовало четкой регламентации поведения каждого члена общества.
Отсюда жесткая дифференциация половых ролей.
Одна из важнейших функций женщин сохранение и передача традиций.
В старину считалось, что потеря семейной или родовой чести начинается с женщины, а брачное правило гласило: "Ищи сыну семя", т.е.
в будущей матери должны быть те качества, которые перейдут к детям.
В значительной степени благодаря природному консерватизму женщин и стремлению к сохранению семьи и родственных связей остались действенными многие положительные обычаи гостеприимство, взаимопомощь, проявление заботы о стариках и т.д.
В богатом женскими персонажами
вайнахском фольклоре почти не встречаются отрицательные женские образы, зато много места отдано женщине-матери.
"Однажды, повествует одно предание, к Тайми Биболту
приехал грузинский князь с целью узнать основную причину того, почему Биболт стал таким "известным мужчиной".
На вопрос о том, как он стал уважаемым человеком, Тайми ответил: "Основной причиной того, почему меня чтит "вся страна", является то, что меня стали уважать дети, семья.
Когда меня стала уважать семья, то стали уважать соседи,


[стр.,74]

друзья.
Когда меня стали уважать соседи, то стало уважать все село.
Когда меня стало уважать все село, то стала уважать, почитать вся страна.
Честь мужа оберегает жена"1.

Здесь в уста знаменитого героя Тайми Биболта народ вкладывает свои представления об идеальной хозяйке дома, создавшей мужчине доброе имя.
Из преданья видно, как высоко в
вайнахском обществе ценилась эта роль женщины.
За годы Советской власть утратился престиж, роль женщины, матери как воспитательницы и хранительницы "домашнего очага", поскольку ей приходилось уделять много времени на государственном предприятии, службе.
Снижение значимости семейного долга, смысла семейной жизни, основным делом которого является воспитание детей, ослабление семейных уз и родственных связей существенно повлияло на нравственность детей и их здоровье, стали причиной многих нарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
Культ женщины, матери является актуальным не только через признание ее воспитательной роли, с женщиной связано народное представления о том, что любовь и уважение является духовнонравственным основанием общественной жизни.
И сегодня образ матери остается центральным в
вайнахском менталитете.
Под словом любовь фольклорные тексты позволяют понимать не только и не столько сентиментальные чувства, привязанность к родным, но также чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания, уважения и расположения.
Такая любовь источник доброго отношения ко всем людям, природе.
Наполненность такой любовью основа единства во Вселенной, духовного роста и одновременно лучшая защита и способ самосохранения человека.
Следование принципам 1 Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей.
Грозный.
1986.
с.
521.

[Back]