чеченском менталитете. Под словом любовь фольклорные тексты позволяют понимать не только и не столько сентиментальные чувства, привязанность к родным, но также чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания, уважения и расположения. Такая любовь источник доброго отношения ко всем людям, природе. Наполненность такой любовью основа единства во Вселенной, духовного роста и одновременно лучшая защита и способ самосохранения человека. Следование принципам духовности профилактика дезадаптации, дезориентации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней души и тела. Именно такая любовь, лежащая в основе жизни, стимулирует жизнедеятельность и витальную энергию. Народные традиции, в свою очередь, нацеливают детей на осознание материнского труда, любви к ней, преданности и благодарности. Чеченская пословица гласит: «Кто почитал мать, того почитали все». Чеченцы считают: «Если поджарить яичницу на ладони и поднести ее матери, то и тогда мы не окупим своих долгов перед ней». Гостеприимство и куначество. Достаточно большое количество правил поведения в жизни народов Кавказа, в том числе и чеченцев, проявляются в этикете гостеприимства, который может быть квинтэссенцией всей культуры поведения. Про кавказское гостеприимство ходят легенды. Чеченское гостеприимство это выражение души народа, его исторического этикета и человеколюбие, доставляющее как хозяевам, так и гостям приятное ощущение духовного общения. «В дом, в который не приходит гость, говорят чеченцы, не войдет и благодать» [149]. В.К. Карданов, исследователь адыгских обычаев, которые во многом сходны с чеченскими, как и с обычаями других народов Кавказа, писал: «Путник может проехать всю страну насквозь без копейки денег и нигде его не задержат, и в каждом дворе, куда он ни зайдет, он найдет кров, постель, и еду 33 |
друзья. Когда меня стали уважать соседи, то стало уважать все село. Когда меня стало уважать все село, то стала уважать, почитать вся страна. Честь мужа оберегает жена"1. Здесь в уста знаменитого героя Тайми Биболта народ вкладывает свои представления об идеальной хозяйке дома, создавшей мужчине доброе имя. Из преданья видно, как высоко в вайнахском обществе ценилась эта роль женщины. За годы Советской власть утратился престиж, роль женщины, матери как воспитательницы и хранительницы "домашнего очага", поскольку ей приходилось уделять много времени на государственном предприятии, службе. Снижение значимости семейного долга, смысла семейной жизни, основным делом которого является воспитание детей, ослабление семейных уз и родственных связей существенно повлияло на нравственность детей и их здоровье, стали причиной многих нарушений среди несовершеннолетних и молодежи. Культ женщины, матери является актуальным не только через признание ее воспитательной роли, с женщиной связано народное представления о том, что любовь и уважение является духовнонравственным основанием общественной жизни. И сегодня образ матери остается центральным в вайнахском менталитете. Под словом любовь фольклорные тексты позволяют понимать не только и не столько сентиментальные чувства, привязанность к родным, но также чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания, уважения и расположения. Такая любовь источник доброго отношения ко всем людям, природе. Наполненность такой любовью основа единства во Вселенной, духовного роста и одновременно лучшая защита и способ самосохранения человека. Следование принципам 1 Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Грозный. 1986. с. 521. 75 духовности профилактика дезадаптации, дезориентации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней души и тела. Именно такая любовь, лежащая в основе жизни, стимулирует жизнедеятельность и витальную энергию. Народные традиции, в свою очередь, нацеливают детей на осознание материнского труда, любви к ней, преданности и благодарности. Чеченская пословица гласит: "Кто почитал мать, того почитали все". Вайнахи считают: "Если поджарить яичницу на ладони и поднести ее матери, то и тогда мы не окупим своих долгов перед ней". Особое внимание, как показывает наше исследование, занимает такая традиция, как уважения к старшим. Вайнахский народ, как в другие народы, гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека. Уважая старшего, выражая тем самым свое отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших. В семенном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социальнопсихологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности. Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие) обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни. Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во взаимоотношениях. Это проявляется во всех аспектах вербального и невербального коммуникативного поведения и ритуалах знакомства, обращениях и приветствиях, в правилах приема и проводов гостей, в порядке 8$ гору сдвинуло". "Коня познаешь в дороге, молодца вне дома". "Худой мир лучше доброй ссоры" и др. Таким образом, устойчивые общепризнанные правила являются инструментом познавания нравственных заповедей, служат средством стабилизации утвердившихся в данном этносоциуме отношений и осуществляют воспроизводство отношений в жизни новых поколений при новой социокультурной ситуации. Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции вайнахов, как гостеприимство образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю "хъошалло" вайнахи следовали всегда. Гость для вайнахов священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В вайнахской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем. Про кавказское гостеприимство ходят легенды. Вайнахское гостеприимство это выражение души народа, его исторического этикета и человеколюбие, доставляющее как хозяевам, так и гостям приятное ощущение духовного общения. "В дом, в который не приходит гость, говорят вайнахи, не войдет и благодать"1. Этому священному закону, обязательному для всех людей, вайнахи приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и "в том, что это приучает детей "отдавать свои силы 1 Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992, с. 104. |