Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 51]

51 своего содержания, сохраняя стержневое ценностное ядро.
В целом же родственное чувство сродни этническому и распространяется на всех людей вообще.
Иначе говоря, теплота родственных чувств направленная на родственника не охлаждается сразу при обращении к
неродствсннику.
Меняя свою внешнюю специфическую форму и направленность, эти чувства не меняют своего общенравственного содержания.
В этом заключается их моральное достоинство.
Сохранению цементирующих родственные связи обычаев и представлений, способствуют отдельные личности, носители идеального, высоконравственного, представители отдельных тейпов и семей.
Упоминание семи предков имеет глубокий смысл, так как если человек совершил какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения
чеченской этики поощрения или порицания, то это ставится в заслугу или в вину не только ему, но всех его родственников.
За хорошие поступки благодарят совершившего их, а за плохое у
чеченцев обязательно упомянут предков.
Поэтому человек всегда старается не ударить лицом в грязь, не совершить ничего плохого, что заставило бы родственников по его вине, как выражаются
чеченцы «опустить голову».
«Но, заставляя часто упоминать предков, отмечает С.-М.
Хасиев, по народным представлениям, сокращаешь жизнь своих потомков, то есть предкам становится стыдно за недостойное поведение и они вынуждены бывают лечь лицом в низ.
Предкам вообще не по душе хвастовство, они предпочитают дела и достойные деяния».
Обыденные вопросы: кто ты? и чей ты? в
чеченской среде вытекают из желания оценить личность.
Гак выясняются потенции возможных поступков и дел, потому что тот, кто дорожит именем рода, никогда не переступит грань между дозволенным и недостойным.
И когда один из членов семьи совершает благовидный поступок, то
говорят: «Другого от людей из этой семьи или тейпа нельзя было и ожидать», или: «Было бы стыдно сыну (дочери) таких родителей поступить иначе».
[стр. 79]

содержания, сохраняя стержневое ценностное ядро.
В целом же родственное чувство сродни этническому и распространяется на всех людей вообще.
Иначе говоря, теплота родственных чувств направленная на родственника не охлаждается сразу при обращении к
неродственнику.
Меняя свою внешнюю специфическую форму и направленность, эти чувства не меняют своего общенравственного содержания.
В этом заключается их моральное достоинство.
Сохранению цементирующих родственные связи обычаев и представлений, способствуют отдельные личности, носители идеального, высоконравственного, представители отдельных тейпов и семей.
Упоминание семи предков имеет глубокий смысл, так как если человек совершил какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения
вайнахской этики поощрения или порицания, то это ставится в заслугу или в вину не только ему, но всех его родственников.
За хорошие поступки благодарят совершившего их, а за плохое у
вайнахов обязательно упомянут предков.
Поэтому человек всегда старается не ударить лицом в грязь, не совершить ничего плохого, что заставило бы родственников по его вине, как выражаются
вайнахи "опустить голову".
"Но заставляя часто упоминать предков, отмечает С.-М.Хасиев, по народным представлениям, сокращаешь жизнь своих потомков, то есть предкам становится стыдно за недостойное поведение и они вынуждены бывают лечь лицом в низ.
Предкам вообще не по душе хвастовство, они предпочитают дела и достойные деяния"1.
Обыденные вопросы: кто ты? и чей ты? В
вайнахской среде вытекают из желания оценить личность.
Так выясняются потенции возможных поступков и дел, потому что тот, кто дорожит именем рода, никогда не переступит грань между дозволенным и недостойным.
И когда один из членов семьи совершает благовидный поступок, то '
Хасиев С.-М.
Чеченцев древняя земля.
Грозный, 1994, с.42.

[Back]