Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 52]

52 В одной из чеченских песен есть слова, подчеркивающие представления о духовной преемственности поколений и человеческого достоинства: Пусть у отца и матери сын не родится, Если не будет он достоин тех, кто его породит.
Если родится такой, пусть недолго живет.
Если родится, так пусть до полудня умрет
[84].
Не только ритуальные формы поведения, но и бытовые имеют свой культурный смысл.
Это определят этику следования правилам, а не этику подчинения, что как раз, по мнению Эрнста
Геллиера, позволяет избежать дилеммы либо принять внешнюю культуру, либо «придерживаться фольклорного популизма» [55].
Один из примеров воспитания обращение к прошлому своей семьи, рода.
Истинное воспитание невозможно без постоянного обращения к памяти, к истории,
фольклору.
Память формирует «духовную крепость человека».
Воспитание памятью это воспитание поведением народа.
В
чеченских семьях очень особо почитаемой традицией является бережное отношение к памяти предков, передача подрастающему поколению полезных и поучительных сведений из их жизни, что способствует созданию у них морального авторитета старшего поколения.
Честь семьи, рода, гордость за благородные дела старшего поколения важный фактор воспитания нравственных качеств у потомков.
Все это передается потомкам, чтобы знали, какими
благородными людьми были тс, кто жил до них в семье, роду.
Им внушается мысль о том, что от славных дедов к ним тянутся невидимые духовные нити, что они тоже в жизни должны творить добро, чтобы оставить у детей добрую память о себе.
Примеры эти из жизни родственников, а потому духовно близкие и воспитывать на них доступнее.

По воззрениям чеченцев, главное значение в воспитании подрастающего поколения здоровым и счастливым имело то обстоятельство, насколько было приучено это поколение к честному труду.
Очень часто родители, у которых дети при разных обстоятельствах, по их мнению, не приобрели счастья
[стр. 80]

80 говорят: "Другого от людей из этой семьи или тайпа нельзя было и ожидать", или: "Было бы стыдно сыну (дочери) таких родителей поступить иначе".
В одной из чеченских песен есть слова, подчеркивающие представления о духовной преемственности поколений и человеческого достоинства: Пусть у отца и матери сын не родится, Если не будет он достоин тех, кто его породит.
Если родится такой, пусть недолго живет.
Если родится, так пусть до полудня умрет.1
Не только ритуальные формы поведения, но и бытовые имеют свой культурный смысл.
Это определят этику следования правилам, а не этику подчинения, что как раз, по мнению Эрнста
Геллнера, позволяет избежать дилеммы либо принять внешнюю культуру, либо "придерживаться фольклорного популизма"* 2.
Один из примеров воспитания обращение к прошлому своей семьи, рода.
Истинное воспитание невозможно без постоянного обращения к памяти, к истории,
фолклору.
Память формирует "духовную крепость человека".
Воспитание памятью это воспитание поведением народа.
В
вайнахских семьях очень особо почитаемой традицией является бережное отношение к памяти предков, передача подрастающему поколению полезных и поучительных сведений из их жизни, что способствует созданию у них морального авторитета старшего поколения.
Честь семьи, рода, гордость за благородные дела старшего поколения важный фактор воспитания нравственных качеств у потомков.
Все это передается потомкам, чтобы знали, какими
Илли.
Героико-эпические песни чеченцев и ингушей.
Грозный, 1969, с.231.
2 Геллнер Э.
Нации и национализм.
М..
1992, с.44.


[стр.,81]

81 » ♦ благородными людьми были те, кто жил до них в семье, роду.
Им внушается мысль о том, что от славных дедов к ним тянутся невидимые духовные нити, что они тоже в жизни должны творить добро, чтобы оставить у детей добрую память о себе.
Примеры эти из жизни родственников, а потому духовно близкие и воспитывать на них доступнее.

У Пушкина есть такие строки, которые точно передают воспитательную суть этой традиции: Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
Духовное родство между поколениями не должны прерываться.
Это родство должно тянуться от поколения к поколению, ибо через преемственность поколений и сохраняются исторические нити памяти народа.
И в этом залог сохранения всего духовного богатства народа.
"Утрата исторических и культурных корней, по мнению профессора А.Д.Солдатенкова, приводит к таким деформациям в развитии личности как бездуховность и безнравственность.
Национальные нигилисты становятся циниками и антипатриотами"1.
Неискоренимая историческая память разве не есть продукт, результат великой педагогической цивилизации, тысячелетнего педагогического наследия народа? Этика жизни пронизывает весь этнический менталитет вайнахов, и здесь следует отметить, что на уникальное своеобразие вайнахского менталитета раньше всех обратил внимание великий русский писатель Л.Н.Толстой.
Общаясь со стариками-чеченцами, он записал на чеченском языке две лирические песни о верной и вечной любви, а Кавказ назвал страной любви.
Более 1 Солдатенков Л.Д.
Патриотизм основа духовно-нравственного воспитания.
М., МГОПУ, 1998, с.4.

[Back]