63 «Среди сил, привязывающих человека к родной земле и родному народу, на первом месте стоит семья, писал педагог-гуманист А.В. Сухомлинский, подчеркивая. Великое предназначение семьи в жизни человека» [233]. Социально-педагогическая практика, показывает, что никакие учебновоспитательные учреждения не могут заменить семью в воспитании детей, формирование личности, ее характера, воли, умственных, физических возможностей, нравственных качеств осуществляется в системе семейного воспитания. Семейное воздействие на детей уникально по содержанию, характеру, способам; оно интенсивно и результативно, что обусловлено интимно-доверительными взаимоотношениями детей и взрослых, чего не бывает в других объединениях людей. Оно также осуществляется непрерывно и охватывает все стороны жизни. Исследованием выявлено, что на сегодняшний день огромный воспитательный потенциал семьи все еще не востребован обществом. В педагогике долго доминировала идея, согласно которой семейному воспитанию отводилось лишь вспомогательная второстепенная роль. В результате сложилась парадигма о том, что личность человека формирует в основном школа, а семья лишь помогает этому процессу. При таком подходе социально-педагогическая деятельность сводилась фактически к школоцентризму. В результате оказалась ослабленной роль семьи в воспитании детей. Родители ограничивали свои функции по отношению к детям лишь обеспечением их одеждой, обувыо, пищей. И вследствие этой деформации, традиций и функций семьи у них возникло чувство педагогического иждивенчества. В современных условиях стратегия образовательно-воспитательной политики, обновленная парадигма воспитания рассматривает семью как фундамент формирования личности, а школу и другие институты воспитания в качестве учреждений, способствующих социализации растущих поколений, развитию их личностных, интеллектуальных и нравственно-психологических качеств. Отсюда одна из исходных позиций нашего исследований это |
44 закладываются основы мировоззрения, формируются чувства, побуждающие к нравственным поступкам. Семья выполняет функцию воспроизводства этноса, народа. Речь идет не только о физическом воспроизводстве, а о воспроизводстве духовном о сохранении культуры, традиций, фольклора, специфических черт уклада жизни, то есть всего того, что входит в понятие "духовное наследие народа". Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры. От ее благополучия зависит развитие нации, народа. "Среди сил, привязывающих человека к родной земле и родному народу, на первом месте стоит семья"1, писал педагог-гуманист Л.В. Сухомлинский, подчеркивая: великое предназначение семьи в жизни человека. Социально-педагогическая практика, показывает, что никакие учебно-воспитательные учреждения не могут заменить семью в воспитании детей, формирование личности, ее характера, воли, умственных, физических возможностей, нравственных качеств осуществляется в системе семейного воспитания. Семейное воздействие на детей уникально по содержанию, характеру, способам; оно интенсивно и результативно, что обусловлено интимно-доверительными взаимоотношениями детей и взрослых, чего не бывает в других объединениях людей. Оно также осуществляется непрерывно и охватывает все стороны жизни. Исследованием выявлено, что на сегодняшний день огромный воспитательный потенциал семьи все еще невостребован обществом. В педагогике долго доминировала идея, согласно которой семейному 1 Сухомлинский В.А. К вопросу об организации школ-интернатов И Советская педагогика, 1988. № 12.с. 12 45 воспитанию отводилось лишь вспомогательная второстепенная роль. В результате сложилась парадигма о том, что личность человека формирует в основном школа, а семья лишь помогает этому процессу. При таком подходе социально-педагогическая деятельность сводилась фактически к школоцентризму. В результате оказалась ослабленной роль семьи в воспитании детей. Родители ограничивали свои функции по отношению к детям лишь обеспечением их одеждой, обувью, пищей. И вследствие этой деформации, традиций и функций семьи у них возникло чувство педагогического иждивенчества. В современных условиях стратегия образовательно-воспитательной политики, обновленная парадигма воспитания рассматривает семью как фундамент формирования личности, а школу и другие институты воспитания в качестве учреждений, способствующих социализации растущих поколений, развитию их личностных, интеллектуальных и нравственнопсихологических качеств. Отсюда одна из исходных позиций нашего исследований это прогнозирование возможной системы духовно-нравственного воспитания в семье с целью возрождения ее педагогического статуса как первичного и основного воспитательного института в Чеченской республике. В республике в семейном воспитании особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев. Это обстоятельство определяет стратегическую линию в развитии духовно-нравственного воспитания в семье. В структуре конкретных целей, в содержании духовнонравственного воспитания на первый план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия семьи и школы. При этом используются воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах человека, механизмов активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо |