64 прогнозирование возможной системы духовно-нравственного воспитания в семье с целью возрождения ее педагогического статуса как первичного и основного воспитательного института в Чеченской республике. В республике в семейном воспитании особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев. Это обстоятельство определяет стратегическую линию в развитии духовно-нравственного воспитания в семье. В структуре конкретных целей, в содержании духовно-нравственного воспитания на первый план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия семьи и школы. При этом используются воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах человека, механизмов активизации самой личности, сс творческого потенциала на благо общества и собственных потребностей. Задача состоит в создании необходимых условий для полноценного обеспечения развития личности, человека и его индивидуально-психологического здоровья. Следовательно, приоритет в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения должен принадлежать семье как воспитательному институту для реализации развития задатков и способностей личности. Нормальные нравственные отношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности. Отсюда взаимодействие по системе: личность семья общество. Первичным является человек, семья; вторичным общество и любые его институты. Не семья помощник общества, а общество должно всемерно помогать поддерживать семью. Мы считаем, что главные условия общества должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи воздействием каких-либо социальных институтов (школы, детских лагерей, органов порядка и др.), а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала укреплению нормальных семейных отношений, установлению межличностных контактов в семье, благоприятного воспитывающего климата в данном микросоциуме. В процессе исследования было выявлено, что соотношение |
45 воспитанию отводилось лишь вспомогательная второстепенная роль. В результате сложилась парадигма о том, что личность человека формирует в основном школа, а семья лишь помогает этому процессу. При таком подходе социально-педагогическая деятельность сводилась фактически к школоцентризму. В результате оказалась ослабленной роль семьи в воспитании детей. Родители ограничивали свои функции по отношению к детям лишь обеспечением их одеждой, обувью, пищей. И вследствие этой деформации, традиций и функций семьи у них возникло чувство педагогического иждивенчества. В современных условиях стратегия образовательно-воспитательной политики, обновленная парадигма воспитания рассматривает семью как фундамент формирования личности, а школу и другие институты воспитания в качестве учреждений, способствующих социализации растущих поколений, развитию их личностных, интеллектуальных и нравственнопсихологических качеств. Отсюда одна из исходных позиций нашего исследований это прогнозирование возможной системы духовно-нравственного воспитания в семье с целью возрождения ее педагогического статуса как первичного и основного воспитательного института в Чеченской республике. В республике в семейном воспитании особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев. Это обстоятельство определяет стратегическую линию в развитии духовно-нравственного воспитания в семье. В структуре конкретных целей, в содержании духовнонравственного воспитания на первый план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия семьи и школы. При этом используются воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах человека, механизмов активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо 46 общества и собственных потребностей. Задача состоит в создании необходимых условий для полноценного обеспечения развития личности, человека и его индивидуально-психологического здоровья. Следовательно, с нашей точки зрения, приоритет в духовнонравственном воспитании подрастающего поколения должен принадлежать семье как воспитательному институту для реализации развития задатков и способностей личности, Нормальные нравственные отношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности. Отсюда взаимодействие по системе: личность семья общество. Первичным является человек, семья; вторичным общество и любые его институты. Не семья помощник общества, а общество должно всемерно помогать поддерживать семью. Мы считаем, что главные условия общества должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи воздействием каких-либо социальных институтов (школы, детских лагерей, органов порядка и др.), а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала укреплению нормальных семейных отношений, установлению межличностных контактов в семье, благоприятного воспитывающего климата в данном микросоциуме. В процессе исследования было выявлено, что соотношение интернационального и национально-специфического в функционировании семейно-бытовых обычаев и традиций варьируется в зависимости от типа семьи. В этом плане мы условно выделим три типа семьи: традиционные, промежуточные и ассимилированные семьи. Проследим особенности данных типов семьи. Традиционная семья стандартно ориентирована в быту, в воспитании детей и в других проявлениях. Состав семьи однонациональный, язык общения родной. В таких семьях знают родную литературу, культуру, искусство. К этому |