67 использование формы ведения хозяйства; определенный порядок, ритм и специфика отношений между различными поколениями и т.д. Специфика семейного воспитания чеченской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них. Кратко их можно представить так: стремление прививать детям такие духовно-нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, родителям и старшим, гостеприимство, скромность, честность, личная честь, взаимопомощь; использование труда, важнейшего средства воспитания детей, для передачи им производительных навыков родителей; использование традиций и обрядов в формировании нравственных качеств; влияние чеченского этикета и устного народного творчества на выработку норм и правил поведения подрастающего поколения. Чеченская семья обладает рядом значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовнонравственной личности. Это такие факторы, как: совместное проживание в семье представителей нескольких поколений; культивирование почитания старших; постоянные и устойчивые родственные связи; усвоение детьми семейных ролей на примере родителей, старших братьев, сестер; участие бабушек и дедушек в воспитании внуков (главным образом через передачу им духовных ценностей народа, традиций, сказок, |
54 Несмотря на ссылки, гонения, а может быть в определенной степени и благодаря этому, вайнахский народ сохранил свой язык и этнокультурную самобытность. Этот краткий экскурс в прошлое делается нами, с одной лишь целью, найти стержень миропонимания вайнахского народа. Сегодня многие спекулируют именем вайнахского народа, причем, не имея, как правило, элементарного понимания его истории и менталитета. Между тем, вайнахи, один из десятков народа мира, которые в результате упорной многовековой борьбы отвергли сословно-иерархическое общественное обустройство, и единственные на Кавказе, которые на всей территории своего расселения установили порядок, названный дореволюционными российскими учеными "демократическим управлением1. В современных условиях семейное вайнахское воспитание в некоторой степени сохранило черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков традиции и ценности. Специфика семейного воспитания вайнахской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них. Кратко их можно представить так: стремление прививать детям такие духовно-нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, родителям и старшим, гостеприимство, скромность, честность, личная честь, взаимопомощь; использование труда, важнейшего средства воспитания детей, для передачи им производительных навыков родителей; 1 Хасиев С.-М. О ценностной шкале чеченцев //Газета "Чеченец". Грозный, 1990, № 1. $5 4 4 использование традиций и обрядов в формировании нравственных качеств; влияние вайнахского этикета и устного народного творчества на выработку норм и правил поведения подрастающего поколения. Вайнахская семья обладает рядом значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовно-нравственной личности. Это такие факторы: совместное проживание в семье представителей нескольких поколений; культивирование почитания старших; постоянные и устойчивые родственные связи; усвоение детьми семейных ролей на примере родителей, старших братьев, сестер; участие бабушек и дедушек в воспитании внуков (главным образом через передачу им духовных ценностей народа, традиций, сказок, песен, пословиц и др.); индивидуальный подход к детям; раннее включение детей в труд и общение с взрослыми; развитие самостоятельности; ознакомление и привитие уважения к истории рода и семьи. Наблюдение за состоянием определенной части в современных вайнахских семьях приводит к выводу о том, что многие беды, бездуховность, аморальность в них объясняется потерей национальных семейных традиций, нравственных и трудовых ценностей, ослаблением родственных и просто человеческих связей. Все это говорит о деформации социально-нравственных ориентиров. |