69 ковров и одежды, многообразие тонов окрашенной пряжи все это присуще чеченскому быту и обустройству жилища. Уместно отметить, что распространение общеевропейских стандартов, проникновение моды, повсеместно вытеснявшей во многих регионах народный стиль одежды, так же сменили чеченский стиль национальной одежды при сохранении некоторых традиционных деталей. В настоящее время в Чечне мужчины носят папахи как национальный символ, демонстрирующий индивидуальную и национальную гордость. Явление такого рода объясняется стремлением сохранить преемственность в национальной культуре, обеспечить эстетическую совместимость идеалов прошлого и современного. К тому же чеченцам свойственна потребность в красоте каждодневной жизни, в семейной гармонии, что свидетельствует о древних и крепких корнях их культуры. Этническое начало, прочно вошедшее в содержание семейного воспитания, проявилось не только в интерьере жилищ и в одежде, но в музыке и танцах. Оно присутствует так же во всем, что является культурой народа [10]. В чеченской народной педагогике были предусмотрены меры поощрения и наказаний, которые считались активными методами семейного воспитания. Дети поощрялись за хорошее поведение, аккуратное и качественное выполнение поручений. Поощряли различными способами: улыбкой, словами, подарками. Поощрение ценно тем, что оно помогает закрепить хорошие нормы поведения у ребенка, совершившего хороший поступок, а таюке тем, что поощряемые поступки служат образцами поведения других. Следует отметить, что в народной педагогике чеченцев выше ценилось нс прямое, а косвенное поощрение. Внимание детей в практике народного воспитания сосредотачивается па том, чтобы они умели ценить, прежде всего, факт одобрения и благодарности, а не весомость награды. Хотя награда, разумеется, не игнорируется. Чаще всего это гостинец, подарок, поездка к родственникам и т.д. Поощрение выступает как естественный результат положительных поступков детей. |
56 Опыт многих поколений доказал, что социально-педагогическая модель настоящего "вайнаха" предполагает всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. В центре этого процесса поставлено воспитание семьянина, продолжателя рода, будущего отца, будущей матери. Обычно родители, успешно справляющиеся с воспитанием детей, хорошо знают традиции и их воспитательные цели. Хотя в теории они не сильны, но практически владеют большим арсеналом воспитательных методов, известных в народной педагогике (пример, поощрение, диалоги, разъяснения, похвала, наказание). Характеризуя специфические особенности воспитания ребенка в вайнахской семье, приводящего к формированию у детей сугубо этнических, национальных черт, можно подчеркнуть, что с первого мгновения появления на свет ребенок оказывается в особой материальной сфере бытия. Образ жилища всех народов отражал не только его основное функциональное назначение, но и художественный вкус. В зависимости от традиционных материалов использовались и соответствующие средства эстетического воспитания. Искусство выделки ковров, их изобилие в интерьере вайнахского жилища в недавнем прошлом, растительные и геометрические узоры в орнаменте ковров и одежды, многообразие тонов окрашенной пряжи все это присуще вайнахскому быту и обустройству жилища. Уместно отметить, что распространение общеевропейских стандартов, проникновение моды, повсеместно вытеснявшей во многих регионах народный стиль одежды, так же сменили вайнахский стиль национальной одежды при сохранении некоторых традиционных деталей. В настоящее время в Чечне и Ингушетии мужчины носят папахи как национальный символ, демонстрирующий индивидуальную и национальную гордость. Явление такого рода объясняется стремлением сохранить преемственность в национальной культуре, обеспечить эстетическую совместимость идеалов прошлого и современного. К тому же вайнахам свойственна потребность в красоте каждодневной жизни, в семейной гармонии, что свидетельствует о древних и крепких корнях культуры вайнахов. Этническое начало, прочно вошедшее в содержание семейного воспитания, проявилось не только в интерьере жилищ и в одежде, но в музыке и танцах. Оно присутствует так же во всем, что является культурой народа.1 В вайнахской народной педагогике были предусмотрены меры поощрения и наказаний, которые считались активными методами семейного воспитания. Дети поощрялись за хорошее поведение, аккуратное и качественное выполнение поручений. Поощряли различными способами: улыбкой, словами, подарками. Поощрение ценно тем, что оно помогает закрепить хорошие нормы поведения у ребенка, совершившего хороший поступок, а также тем, что поощряемые поступки служат образцами поведения других. Следует отметить, что в народной педагогике вайнахов выше ценилось не прямое, а косвенное поощрение. Внимание детей в практике народного воспитания сосредотачивается на том, чтобы они умели ценить, прежде всего, факт одобрения и благодарности, а не весомость награды. Хотя награда, разумеется, не игнорируется. Чаще всего это гостинец, подарок, поездка к родственникам и т.д. Поощрение выступает как естественный результат положительных поступков детей. 1 Ллбакова Ф.Ю. Вайнахский театр от истоков к профессионализму. ИНИОН РАН. М., 1999. |