Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 70]

70 В чеченских семьях применяются следующие способы морального поощрения: похвала, разрешение погулять, одобрение, оказание доверия, проявления радости по поводу успехов ребенка.
Разрешение погулять, развлечься в качестве поощрения также применяется родителями, однако не все дети ценят его.
Сегодня ведь во многих семьях культурное развлечение это повседневное явление, поэтому запрещение их часто имеет и непредсказуемый своеобразный эффект.
Относительно материального поощрения мнение ученых и опрощенных родителей расходятся.
Причем некоторые родители постоянно пользуются этим способом поощрения.
После беседы с родителями мы пришли к выводу: материальное поощрение можно применить, но весьма осмотрительно.
Они не приносят вреда, если к договору о поощрении подходят как к игре, при помощи которой улучшаются результаты учебы и поведения.
Народная педагогика
чеченцев не обходила вниманием и такие методы, как принуждение и запрет.
В народе часто применялось словесное обсуждение плохих поступков, опрометчивых действий.
В частности, в виде наказания за провинность действовали упреком,
осуждающим поступок.
Педагогический смысл такой акции значителен: ребенку представляется время и условие подумать, поразмышлять, сосредоточиться на самом поступке, а затем остыть, успокоиться, одним словом осознать.
Осознал проси у старших прощение.
Переживание, покаяние за содеянное это возможность развить свою совесть.
Совесть как солидарность с нравственностью.
Продумывание упрека старших это уже решающий шаг к самовоспитанию, по сути уже акт самовоспитания.
Спецификой
чеченской народной педагогики являлись гуманные методы педагогического воздействия, а именно: способствовать проявлению в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером.
Система средств и методов воспитания исключала подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности
[стр. 59]

58 В вайнахских семьях применяются следующие способы морального поощрения: похвала, разрешение погулять, одобрение, оказание доверия, проявления радости по поводу успехов ребенка.
Разрешение погулять, развлечься в качестве поощрения также применяется родителями, однако не все дети ценят его.
Сегодня ведь во многих семьях культурное развлечение это повседневное явление, поэтому запрещение их часто имеет и непредсказуемый своеобразный эффект.
Относительно материального поощрения мнение ученых и опрощенных родителей расходятся.
Причем некоторые родители постоянно пользуются этим способом поощрения.
После беседы с родителями мы пришли к выводу: материальное поощрение можно применить, но весьма осмотрительно.
Они не приносят вреда, если к договору о поощрении подходят как к игре, при помощи которой улучшаются результаты учебы и поведения.
Народная педагогика
вайнахов не обходила вниманием и такие методы, как принуждение и запрет.
В народе часто применялось словесное обсуждение плохих поступков, опрометчивых действий.
В частности, в виде наказания за провинность действовали упреком,
осуждающий поступок.
Педагогический смысл такой акции значителен: ребенку представляется время и условие подумать, поразмышлять, сосредоточиться на самом поступке, а затем остыть, успокоиться, одним словом осознать.
Осознал проси у старших прощение.
Переживание, покаяние за содеянное это возможность развить свою совесть.
Совесть как солидарность с нравственностью.
Продумывание упрека старших это уже решающий шаг к самовоспитанию, по сути уже акт самовоспитания.
Спецификой
вайнахской народной педагогики являлись гуманные методы педагогического воздействия, а именно: способствовать

[стр.,60]

59 I I I I ! I I * II ' ; ^ * проявлению в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером.
Система средств и методов воспитания исключала подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности
ребенка.
Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждался общественным мнением и воспринимался как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричали.
Мужчины придавали особый смысл этому обычаю: "Бить меньшего значить унижать".
"Битый и униженный гордым, смелым не вырастет", то есть они знали, какой вред может принести физическое наказание, понимали, что озлобляет детей, развращает родителей.
Отмечали, что жестокость и хула не только ожесточают людей, но и губят их.
Народная педагогика ограничивала и женщин в применений физических наказаний, так как это приводит к изменению психологического равновесия ребенка и нарушению таких традиций, как почтение к матери, любовь к близким.
Кроме того, у мальчиков неосознанно формируется агрессивная установка вообще к взрослой женщине.
Вайнахи, следуя обычаю "не поднимать руки друг на друга", воспитывали такие ценные качества, как гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, стыдливость, милосердие, почтение к старшим.
Отношение вайнахов к детям отличается не только любовью и уважением, но и каким-то особым почитанием.
Теплые, искренние взаимоотношения во многом способствуют формированию внутренней, психологической установки, не позволяющей ребенку совершить такой поступок, который мог бы огорчить, опозорить близких ему людей.
Он дорожит их честью, их любовью и хорошим отношением к себе.
I I

[Back]