Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 71]

71 ребенка.
Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждался общественным мнением и воспринимался как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричали.
Мужчины придавали особый смысл этому обычаю: «Бить меньшего значить унижать».
«Битый и униженный гордым, смелым не вырастет», то есть они знали, какой вред может принести физическое наказание, понимали, что озлобляет детей, развращает родителей.
Отмечали, что жестокость и хула не только ожесточают людей, но и губят их.
Народная педагогика ограничивала и женщин в
применении физических наказаний, так как эго приводит к изменению психологического равновесия ребенка и нарушению таких традиций, как почтение к матери, любовь к близким.
Кроме того, у мальчиков неосознанно формируется агрессивная установка вообще к взрослой женщине.

Чеченцы, следуя обычаю «не поднимать руки друг на друга», воспитывали такие ценные качества, как гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, стыдливость, милосердие, почтение к старшим.
Отношение
чеченцев к детям отличается не только любовью и уважением, но и каким-то особым почитанием.
Теплые, искренние взаимоотношения во многом способствуют формированию внутренней, психологической установки, не позволяющей ребенку совершить такой поступок, который мог бы огорчить, опозорить близких ему людей.
Он дорожит их честью, их любовью и хорошим отношением к себе.

Культ ребенка в чеченской семье и обществе, к сожалению, в настоящее время, несмотря на достижения психолого-педагогической науки, постепенно разрушается, вместе с разрушением традиций и отчасти сохраняется лишь в сельских семьях и обществе, где еще живы фольклорный язык и обычаи.
Опыт многих поколений родителей, народных педагогов показал, что детство это очень важный период формирования духовно-нравственных качеств личности.
И поэтому культ ребенка, который
существует у чеченцев, следует рассматривать как морально-педагогический механизм защиты
[стр. 60]

59 I I I I ! I I * II ' ; ^ * проявлению в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером.
Система средств и методов воспитания исключала подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности ребенка.
Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждался общественным мнением и воспринимался как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричали.
Мужчины придавали особый смысл этому обычаю: "Бить меньшего значить унижать".
"Битый и униженный гордым, смелым не вырастет", то есть они знали, какой вред может принести физическое наказание, понимали, что озлобляет детей, развращает родителей.
Отмечали, что жестокость и хула не только ожесточают людей, но и губят их.
Народная педагогика ограничивала и женщин в
применений физических наказаний, так как это приводит к изменению психологического равновесия ребенка и нарушению таких традиций, как почтение к матери, любовь к близким.
Кроме того, у мальчиков неосознанно формируется агрессивная установка вообще к взрослой женщине.

Вайнахи, следуя обычаю "не поднимать руки друг на друга", воспитывали такие ценные качества, как гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, стыдливость, милосердие, почтение к старшим.
Отношение
вайнахов к детям отличается не только любовью и уважением, но и каким-то особым почитанием.
Теплые, искренние взаимоотношения во многом способствуют формированию внутренней, психологической установки, не позволяющей ребенку совершить такой поступок, который мог бы огорчить, опозорить близких ему людей.
Он дорожит их честью, их любовью и хорошим отношением к себе.

I I

[стр.,61]

Культ ребенка в вайнахской семье и обществе, к сожалению, в настоящее время, несмотря на достижения психолого-педагогической науки, постепенно разрушается, вместе с разрушением традиций и отчасти сохраняется лишь в сельских семьях и обществе, где еще живы фольклорный язык и обычаи.
Опыт многих поколений родителей, народных педагогов показал, что детство это очень важный период формирования духовнонравственных качеств личности.
И поэтому культ ребенка, который
у вайнахов существует, следует рассматривать как моральнопедагогический механизм защиты психики ребенка от нежелательного стрессового воздействия в этот важный период развития.
Статус старика и ребенка в традиционном мировоззрении тождественен: старик, находясь в конце жизненного пути, относится к категории предков, а ребенок еще, не будучи полностью вовлечен в структуру общества, сохраняя (как считают вайнахи) природное (божественное, надчеловеческое) начало, олицетворяет собой потомков.
Таким образом, перед нами "налицо глубокая семантическая взаимосвязь...
линии непрерывного прихода и ухода, связывающей потомков с предками через настоящее"1.
По мере взросления ребенка ареал его жизнедеятельности расширяется, углубляется.
Надо заметить, что освоенная ребенком среда обнаруживает тенденцию к индивидуализации, обращению к прошлому и оказывает влияние не только на отдельные стороны духовной жизни, но и психологический уклад ребенка.
Узнавая от старших, что в данной конкретной местности жили его предки, а в таком-то месте находится захоронение такого-то предка, ребенок осваивает это пространство, оно становится для него личностно значимым.
Ориентация на прошлое и 1 Сагалев Л.М., Октябрьская И.В.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири.
Новосибирск: Наука, 1988, с.
67.

[Back]