72 психики ребенка от нежелательного стрессового воздействия в этот важный период развития. Статус старика и ребенка в традиционном мировоззрении тождественен: старик, находясь в конце жизненного пути, относится к категории предков, а ребенок еще, не будучи полностью вовлечен в структуру общества, сохраняя (как считают чеченцы) природное (божественное, надчеловеческое) начало, олицетворяет собой потомков. Таким образом, перед нами «налицо глубокая семантическая взаимосвязь... линии непрерывного прихода и ухода, связывающей потомков с предками через настоящее» [188]. По мере взросления ребенка ареал его жизнедеятельности расширяется, углубляется. Надо заметить, что освоенная ребенком среда обнаруживает тенденцию к индивидуализации, обращению к прошлому и оказывает влияние не только на отдельные стороны духовной жизни, но и психологический уклад ребенка. Узнавая от старших, что в данной конкретной местности жили его предки, а в таком-то месте находится захоронение такого-то предка, ребенок осваивает это пространство, оно становится для него личностно значимым. Ориентация на прошлое и одновременно на будущее, значимость этнических, родственных традиций и осознанная необходимость дальнейшего их воспроизводства, обусловлена тем, что процесс социализации ребенка направлен именно на включение его в многоуровневые взаимоотношения с социумом (посредством кровнородственных, брачных и родовых связей). Чем больше ребенок будет знать об истории своего народа, его культуре, духовных и нравственных ценностях, тем с большим уважением и любовью он будет относиться к своим родителям, родственникам, народу. Тем лучше у него сформируется представление о структуре своего общества (тейпе), которое способствует успешной социализации подростка. От того, насколько достойно он живет, зависит честь рода, а значит общества. Это помогает детям осознать более сложное понятие Родины: у каждого человека, кроме родных ему людей, есть «Дай мох к» (земля отцов) место, где родился и живет каждый человек, и его родители, и его тейп. |
Культ ребенка в вайнахской семье и обществе, к сожалению, в настоящее время, несмотря на достижения психолого-педагогической науки, постепенно разрушается, вместе с разрушением традиций и отчасти сохраняется лишь в сельских семьях и обществе, где еще живы фольклорный язык и обычаи. Опыт многих поколений родителей, народных педагогов показал, что детство это очень важный период формирования духовнонравственных качеств личности. И поэтому культ ребенка, который у вайнахов существует, следует рассматривать как моральнопедагогический механизм защиты психики ребенка от нежелательного стрессового воздействия в этот важный период развития. Статус старика и ребенка в традиционном мировоззрении тождественен: старик, находясь в конце жизненного пути, относится к категории предков, а ребенок еще, не будучи полностью вовлечен в структуру общества, сохраняя (как считают вайнахи) природное (божественное, надчеловеческое) начало, олицетворяет собой потомков. Таким образом, перед нами "налицо глубокая семантическая взаимосвязь... линии непрерывного прихода и ухода, связывающей потомков с предками через настоящее"1. По мере взросления ребенка ареал его жизнедеятельности расширяется, углубляется. Надо заметить, что освоенная ребенком среда обнаруживает тенденцию к индивидуализации, обращению к прошлому и оказывает влияние не только на отдельные стороны духовной жизни, но и психологический уклад ребенка. Узнавая от старших, что в данной конкретной местности жили его предки, а в таком-то месте находится захоронение такого-то предка, ребенок осваивает это пространство, оно становится для него личностно значимым. Ориентация на прошлое и 1 Сагалев Л.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск: Наука, 1988, с. 67. 61 * одновременно на будущее, значимость этнических, родственных традиций и осознанная необходимость дальнейшего их воспроизводства, обусловлена тем, что процесс социализации ребенка направлен именно на включение его в многоуровневые взаимоотношения с социумом (посредством кровнородственных, брачных и родовых связей). Чем больше ребенок будет знать об истории своего народа, его культуре, духовных и нравственных ценностях, тем с большим уважением и любовью он будет относиться к своим родителям, родственникам, народу. Тем лучше у него сформируется представление о структуре своего общества (тайпе), которое способствует успешной социализации подростка. От того, насколько достойно он живет, зависит честь рода, а значит общества. Это помогает детям осознать более сложное понятие Родины: у каждого человека, кроме родных ему людей, есть "Даймохк" (земля отцов) место, где родился и живет каждый человек, и его родители, и его тайп. Когда человек воспитан в семейной обстановке слушает семейные предания, устное народное творчество, видит фотографии своих предков, знает их в лицо, это обязательно скажется на его развитии в целом. По давним народным традициям, активными помощниками родителей в семейном воспитании детей являются люди старшего поколения дедушки и бабушки. Именно они хранители традиций, языка, культуры, помогают детям освоить богатство своего народа. Фактически они, дедушки и бабушки, являются безымянными народными педагогами. Богатый практический опыт, тонкое знание жизни, умение давать советы в нужный момент все это помогает, особенно молодым в воспитании. |