73 Когда человек воспитан в семейной обстановке слушает семейные предания, устное народное творчество, видит фотографии своих предков, знает их в лицо, это обязательно скажется на его развитии в целом. По давним народным традициям, активными помощниками родителей в семейном воспитании детей являются люди старшего поколения дедушки и бабушки. Именно они хранители традиций, языка, культуры, помогают детям освоить богатство своего народа. Фактически они, дедушки и бабушки, являются безымянными народными педагогами. Богатый практический опыт, тонкое знание жизни, умение давать советы в нужный момент все это помогает, особенно молодым в воспитании. Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции чеченцев, как гостеприимство образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю «хъошалло» чеченцы следовали всегда. Гость для чеченца священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В чеченской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем. Этому священному закону, обязательному для всех людей, чеченцы приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и «в том, что это приучает детей отдавать свои силы творению добра для другого человека» [231]. Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма. Дети активно помогают в приеме гостей. Это развивает у них чувство ответственности перед родителями, гостями, внимательность, чуткость к людям, вежливое отношение к ним. Часто дети перенимают поступки и поведение гостей. Родители советуют им перенимать только все хорошее. |
61 * одновременно на будущее, значимость этнических, родственных традиций и осознанная необходимость дальнейшего их воспроизводства, обусловлена тем, что процесс социализации ребенка направлен именно на включение его в многоуровневые взаимоотношения с социумом (посредством кровнородственных, брачных и родовых связей). Чем больше ребенок будет знать об истории своего народа, его культуре, духовных и нравственных ценностях, тем с большим уважением и любовью он будет относиться к своим родителям, родственникам, народу. Тем лучше у него сформируется представление о структуре своего общества (тайпе), которое способствует успешной социализации подростка. От того, насколько достойно он живет, зависит честь рода, а значит общества. Это помогает детям осознать более сложное понятие Родины: у каждого человека, кроме родных ему людей, есть "Даймохк" (земля отцов) место, где родился и живет каждый человек, и его родители, и его тайп. Когда человек воспитан в семейной обстановке слушает семейные предания, устное народное творчество, видит фотографии своих предков, знает их в лицо, это обязательно скажется на его развитии в целом. По давним народным традициям, активными помощниками родителей в семейном воспитании детей являются люди старшего поколения дедушки и бабушки. Именно они хранители традиций, языка, культуры, помогают детям освоить богатство своего народа. Фактически они, дедушки и бабушки, являются безымянными народными педагогами. Богатый практический опыт, тонкое знание жизни, умение давать советы в нужный момент все это помогает, особенно молодым в воспитании. 8$ гору сдвинуло". "Коня познаешь в дороге, молодца вне дома". "Худой мир лучше доброй ссоры" и др. Таким образом, устойчивые общепризнанные правила являются инструментом познавания нравственных заповедей, служат средством стабилизации утвердившихся в данном этносоциуме отношений и осуществляют воспроизводство отношений в жизни новых поколений при новой социокультурной ситуации. Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции вайнахов, как гостеприимство образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю "хъошалло" вайнахи следовали всегда. Гость для вайнахов священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В вайнахской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем. Про кавказское гостеприимство ходят легенды. Вайнахское гостеприимство это выражение души народа, его исторического этикета и человеколюбие, доставляющее как хозяевам, так и гостям приятное ощущение духовного общения. "В дом, в который не приходит гость, говорят вайнахи, не войдет и благодать"1. Этому священному закону, обязательному для всех людей, вайнахи приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и "в том, что это приучает детей "отдавать свои силы 1 Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992, с. 104. творению добра для другого человека"1. Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма. Дети активно помогают в приеме гостей. Это развивает у них чувство ответственности перед родителями, гостями, внимательность, чуткость к людям, вежливое отношение к ним. Часто дети перенимают поступки и поведение гостей. Родители советуют им перенимать только все хорошее. В результате гостеприимства у детей развивается не только чувство гуманности, но способность к избирательному восприятию таких положительных качеств как: вежливость, трудолюбие, аккуратность, хорошие манеры поведения и т.д. и т.п. Примечательно, что продолжает увеличиваться количество современных вайнахских семей, где уделяют серьезное внимание интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей. Родители стараются прививать своим детям любовь к наукам, художественной литературе, музыке, изобразительному искусству, танцам. Во многих вайнахских семьях музыка и национальные танцы остаются и по сей день, прекрасными средствами не только эстетического, но и нравственного воспитания. Народные музыкальные инструменты вайнахов издревле отличались большим разнообразием. Наиболее древними музыкальными инструментами, пользующиеся и сегодня огромным успехом у народа является: "дечик пондар" (2-3-струнная балалайка) и "вотта" (барабан). Вотта обычно применяется на танцах вместо хлопанья в ладоши, а так же гармошка. Хелхар (танец) в жизни вайнахов, как и в жизни любого другого народа, занимает особое место. В радости он живой, игривый, веселый, полный нежности и радости; а в час беды танец становится жестким, 1 Сухомлинский В.Л. Видение гражданина. М., 1971. с.23. |