91 приходили не одни, а в сопровождении кого-либо из родных. Большое влияние на их поведение оказывало общественное мнение, которое осознавалось каждым молодым человеком. При постоянстве определенных этических традиций и норм морали, связанных с религиозно-нравственными представлениями чеченцев, более поверхностный слой этики, охватывающий внешние формы поведения молодежи, значительно менялся в зависимости от конкретных условий. Традиция определяла различия в системах поведения на молодежных встречах в зависимости от состава их участников. Таким образом, подводя некоторый итог вышесказанному, следует отметить, что система норм морали регулировала личностные взаимоотношения чеченской молодежи, которые развивались в значительной степени в рамках традиционных форм общения. В их основе лежал крестьянский общинный взгляд на семью как на важнейшее условие жизни каждого человека. Как видно из характерной специфики чеченской народной педагогики в области семейного воспитания, традиции служат одним из средств передачи подрастающим поколениям культуры взаимоотношений людей, уважения к окружающим как качества, необходимых для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. А это тем более важно в наше время, когда нависла угроза над важнейшими ценностями человеческой жизни нравственностью и духовностью. Выводы по первой главе: 1. Национальные семейные традиции отражают не только то, что было в прошлом, но и то новое, что рождается, перенимается от других народов. Поэтому в современных условиях в области семейных отношений происходит двуединый процесс: с одной стороны, обогащается или наоборот, утрачивается содержание традиций каждого народа, а с другой складываются общие, единые, иногда схожие для всех наций |
* 19 # Семейные традиции, как пишет педагог Л.Суслопарова, "это порядок, принятый всеми членами семьи, они направлены на сохранение любви, покоя и правды, они стражи семьи, ее благополучия в самом широком смысле слова"1. Семейные традиции это органическое сплетение разумного и доброго, найденного старшими членами семьи с желанием передать их младшему поколению. Такие качества как трудолюбие, послушание, уважение к старшим, нужно формировать с малых лет в семье. Исследование показало, что понятие "национальные семейные традиции" отражает не только то, что было в прошлом, но и то новое, что рождается, перенимается от других народов. Поэтому в современных условиях в области семейных отношений происходит двуединый процесс: с одной стороны, обогащается или наоборот, утрачивается содержание традиций каждого народа, а с другой складывается общие, единые, иногда схожие для всех наций интернациональные традиции, которые перестают быть чисто национальными. В семье возникают обычаи и нормы, имеющие интернациональный характер. Например, разделение забот о семье между обоими супругами, помощь супруга по дому, что раньше считалось неприемлемым и даже позорным для мужчины. Появились и такие традиции, как рост и стремление к получению образования, овладению культурными ценностями, быть интеллигентным человеком. В семейной среде отмечается стремление ее членов получить разные специальности, или, наоборот, одинаковую специальность. К новым семейно-бытовым традициям следует отнести различные праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у подростков и 1 Суслопарова Л. Семейные традиции. М, 1978, с.28. 62 В современных условиях набирает тенденцию явление, размывающее благоприятный фактор для прямого воспроизводства традиций старшего поколения отсутствие возможности проживания в доме нескольких поколений одной семьи. Даже у вайнахов, у которых преобладают трехпоколенные семьи, растет число двухпоколенных семей, особенно в городских условиях. Ориентированность на двухпоколенные семьи не свидетельствует о противоречиях между поколениями, хотя и ослабевают связи между ними. Дело в том, что вайнахские семьи вовлечены в общемировой процесс изменения стандартов материальных условий жизни, "качества и темпов жизни". Отсюда и устремления на другие параметры быта, что сказывается и на этнопедагогической эволюции. Надо отметить, что современный ребенок (вайнахский) попал в сложную историческую полосу: -во-первых, он является современником роста национального самосознания; -во-вторых, он растет в ситуации социокультурных катаклизмов (сломов); -в-третьих, он является современником роста религиозности населения; в-четвертых, он также живет в политически нестабильное время. Эти и другие, отсюда вытекающие проблемы слишком тяжелы не только для подростка или взрослого человека, но и для целого народа. Как видно из характерной специфики вайнахской народной педагогики в области семейного воспитания, традиции служат одним из средств передачи подрастающим поколениям культуры взаимоотношений людей. Уважения к окружающим как качества, необходимых для духовнонравственного воспитания подрастающего поколения. А это тем более важно в наше время, когда нависла угроза над важнейшими ценностями человеческой жизни нравственностью и духовностью. |