Проверяемый текст
Дьякова, Евгения Борисовна. Формирование и оценка налогового потенциала региона (Диссертация 2002)
[стр. 24]

специального налога на выплаты в виде страховых премий и не вводит данный вид денежных доходов в состав облагаемой базы по подоходному налогу с физических лиц (как это имеет место в Российской Федерации), то данная категория доходов не составляет и элемента налогового потенциала.
Но при всех обстоятельствах независимо от налоговой системы данный вид доходов должен включаться в оценку финансового потенциала субъекта Российской Федерации1.

Дифференциация понятий финансового и налогового потенциала представлена в таблице
I2.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетноналоговой сфере необходимо обеспечить возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации.

Ответ на эти вопросы связан с использованием понятия налогового потенциала, так как первоначально необходимость измерения налогового потенциала регионов возникла именно в рамках межбюджетных отношений, а именно для расчета сумм трансфертов из Федерального Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).
Ранее выбор региона-реципиента в большинстве случаев
был субъективен (лоббирование в парламенте и т.
п.).
Сейчас делается попытка
сделать этот процесс объективным.
В течение ряда лет величина трансферта для определенного субъекта
О федерации определялась по формуле : 24 1 Баткибеков С., Кадочников П., Луговой О., Синельников С., Трунин И..
Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой по мощи из федерального бюджета.
Совершенствовшгае межбюджетных отношений в России.
Москва, Доклад ИЭПП, 2000.
№24.
(http://www.iet.nPpapeiypapers_r.htrn).
С.4.
7См.: Дьякова Е.Б.
Формирование и оценка налогового потенциала региона.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
Волгоград, 2002.
3 Гранберг А.
Г.
Основы региональной экономики: Учебник для студентов ВУЗов.
М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.
С.
451.
[стр. 29]

вий на нуги реализации всех функций в будущем.
То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.
Пока для администраций основным источником финансовых ресурсов региона будут продолжать оставаться доходы региональных бюджетов, приоритетным направлением для региональной экономики будет такой финансовый аспект территориального развития как оценка возможности использования и расширения налоговой базы региона и увеличения доходов регионального бюджета.
Следовательно, возникает вопрос о необходимости определения налогового потенциала региона.
В частости, в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации указано, что для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации [79].
В условиях продолжающейся деформации всей экономической системы России представляется целесообразным исследовать проблему формирования и использования социально-экономического, финансового и налогового потенциалов, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Базой для паиболее полного использования и увеличения социально-экономического потенциала региона является финансовый потенциал, который в значительной мере определяется наличием иСостоянием налогового потенциала региона.
Для выявления экономической сущности налогового потенциала необходимо обратиться к его определению, основным отличительным признакам ит.
п., что и рассматривается в следующем параграфе.
29

[стр.,40]

частично.
3.
Понятия налогового и финансового потенциалов различаются и с точки зрения влияния каждого из них на формирование доходной части бюджетной системы.
Если налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета, то финансовый потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов, а также возможности осуществления заимствования на финансовых рынках для бюджетных целей (финансирование определенных программ или текущее финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации).
4.
В отличие от налогового потенциала финансовый потенциал в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность частного сектора хозяйства региона и перспективу сто экономического развития.
5.
Налоговый потенциал связан непосредственно с составом и структурой налоговой системы.
Так, например, если налоговая система не включает специального налога на выплаты в виде страховых премий и не вводит данный вид денежных доходов в состав облагаемой базы по подоходному налогу с физических лиц (как это имеетместо в Российской Федерации), то данная категория доходов не составляет и элемента налогового потенциала.
Но при всех обстоятельствах независимо от налоговой системы данный вид доходов должен включаться в оценку финансового потенциаласубъекта Российской Федерации
[4, с.
4J.
Дифференциация понятий финансового и налогового потенциала представлена в таблице
2.
Как уже отмечалось выше, в Основных положениях региона/и>ной политики отражено, что для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации (79).
В одобренной Правительством РФ Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 19992001 годахтакже предусматриваются существенные меры поукреплению финансовых основ российского федерализма [116J.
Ответ на эти вопросы связан с

[стр.,42]

использованием понятая налогового потенциала, так как первоначально необходимость измерения налогового потенциала регионов возникла именно в рамках межбюджетных отношений, а именно для расчета сумм трансфер!ов из Федерального Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).
Ранее выбор регионареципиента в большинстве случаев
бьш субъективен (лоббирование в парламенте и т.
п.).
Сейчас делается попытка
сделазъ этот процесс объективным.
В течение ряда лет величина трансферта для определенного субъекта
федерации определялась по формуле (18, с.
451]: Тр = К (0,9 Дс Др) Нр, где (1) Тр — величина трансферта региону р, нуждающемуся в поддержке; Дс — средняя ио всем регионам величина бюджетного дохода на душу населения; Др — бюджетный доход на душу' населения в регионе р; Нр численность населения региона р; К — поправочный коэффициент, единый для всех регионов, который корректирует величины трансфертов с учетом общей бюджетной обеспеченности (в принципе он может быть и меньше, и больше единицы в зависимости от сбалансированности планируемого бюджета).
Смысл формулы состоит в том, что финансовую поддержку получают только те регионы, у которых душевой бюджетный доход ниже среднего (по всем регионам) с учетом понижающего коэффициента.
Величины Др и Дс определяются по базовому году.
Ранее принимался понижающий коэффициент 0,95, а в 1999 году — 0,9.
Это означает, что трансферт могут получить только тс регионы, имеющие бюджетный доход менее 90 % от среднего, то есть Тр > 0, если Др < 0,9Дс.
Выравнивающая функция трансферта обеспечивает определенный уровень социального обслуживания региона Недостатки этой формулы в том, что она не воздействует на причины бюджетной недостаточности регионов, не мобилизует регионы увеличивать собственные бюджетные доходы, не стимулирует собственный экономический рост.
Иначе говоря, формула расчета трансферта побуждает региональные власти бороться с центром за величину трансферта, а не за результативность своей финансового экономической деятельности.
Применяемая формула должна базироваться не на фактических (прошлогодних)

[Back]