Проверяемый текст
Ведерников, Константин Георгиевич; Лесная рекультивация и оптимизация техногенных ландшафтов (Диссертация 2002)
[стр. 128]

« ель, осина, ольха, лиственница (Прокопьев, Горшунова, Разин, 1974).
Возникающие на отвалах молодняки имеют хорошо развитый подлесок и травяной покров, по флористическому составу мало отличающиеся от одновозрастных молодняков, возникших на зональных почвах.

Молодняки сосны на отвалах Урала часто имеют производительность, не уступающую, а иногда и превосходящую производительность сосняков того же возраста, произрастающих на зональных почвах (Лукьянец, 1980).

6.1.
Содержание некоторых металлов в почве и растениях при произрастании в зоне воздействия Учинского горно-обогатительного комбината и Башкирского медно-серного комбината.
ft Промышленные отвалы Учалинского ГОК, образованные при добыче полезных ископаемых, являются неблагоприятной средой для развития растений, а также служат также источником загрязнения почв и растений на прилегающих к ним территориях (Махонина, 1987).
Поэтому, в почвах и растениях, произрастающих на отвалах ряда месторождений, содержатся те металлы, которые добываются на предприятии.
Почвы.
Основными особенностями почв Башкирского Зауралья является их высокое уникальное разнообразие и геохимия.
В основном уникальность состоит в наличие разнообразных металлогенных поясов —меднорудного и смешанно-меднорудного, обогащающих почву такими металлами, как Zn, Си, Cd, Ni, Со, Мп (Ковальский, 1971, 1974; Ковальский и др., 1981; Оценка экологического..., 2001).
Высокая степень освоенности и разработанности на исследуемой территории медноколчеданных и марганцевых месторождений являются основой для техногенного загрязнения почв и, как следствие, увеличения природных концентраций некоторых металлов, к которым в первую очередь относятся цинк, медь и кадмий.
Наши исследования не являются пионерными по изучению содержания техногенных элементов в почвах Башкирского Зауралья, а работы в данном
[стр. 14]

тех случаях когда отвальные породы отсыпаются выше на 20—30 м над окружающей местностью, что значительно затрудняет залег семян древесных видов.
На таких отвалах даже при всех других благоприятных обстоятельствах (нефитотоксичные грунты, достаток влаги и т.
и.) зарастание замедляется из-за дефицита семян.
Исследованиями А.
И.
Лукьянца (1974 а, б; 1979 а, б; 1982), проведенными на различных отвалах горнодобывающей промышленности Урала, установлено, что при максимальном разлете семян у сосны в 550 метров эффективный разлет равен 300—350 метрам, что больше, чем у ели (до 250 м), пихты и лиственницы (до 200 м).
В лесостепной зоне Сибири отмечено обсеменение сосной отвалов на расстоянии до 1 км (Щербатенко, Кондрашин, 1977).
В этих пределах находится граница эффективного обсеменения у берез, ив и осины (Лукьянец, 1979 6; 1982).
'Гак, при создании благоприятной обстановки (нефитотоксичные отвальные грунты, достаточность семян и т.
п.) в условиях лесной зоны происходит интенсивное поселение древесных растений и отмечается формирование сомкнутых молодняков, плодоносящих и достаточно устойчивых, по виду мало отличающихся от естественных насаждений на нарушенных землях (Колесников, Пикалова, 1974; Лукьянец, 19746; 19796; 1980; Лукьянец, Шилова, 1978; 1980).
В лесной зоне Урала часто отмечается формирование насаждений сосны, чистых или смешанных с другими древесными породами, чаще всего — с березой.
На дражных отвалах большее участие начинают приобретать и другие древесные породы: ель, осина, ольха, лиственница (Прокопьев, Горшунова, Разин, 1974).
Возникающие на отвалах молодняки имеют хорошо развитый подлесок и травяной покров, по флористическому составу мало отличающиеся от одновозрастных молодняков, возникших на зональных почвах.

Производительность молодых древостоев сосны на отвалах изменяется в широких пределах — от насаждений I класса бонитета до медленнорастущих молодняков V-ro класса бонитета, отмечаемых на шламоотвалах асбестовой

[стр.,15]

промышленности.
Молодняки сосны на отвалах Урала часто имеют производительность, не уступающую, а иногда и превосходящую производительность сосняков того же возраста, произрастающих на зональных почвах (Лукьянец, 1980).

Опираясь на приведенные данные о естественном возобновлении древесных и травянистых растений на отвалах горнодобывающей промышленности Урала, исследователи пришли к выводу, что в лесной зоне до половины площадей породных отвалов можно оставлять под естественное зарастание и отказываться от минимального их землевания (Пикалова, 1974; Лукьянец, 1979 а; Чибрик, 1979).
Однако С.
С.
Трофимов (1974), подводя итоги работ но изучению зарастания отвалов и опыта лесной рекультивации в Сибири, отмечается, что самозарастанис — полумера, временно допустимая лишь для отвалов в горно-тундровых условиях, в ландшафтах пустыни и полупустыни.
С другой стороны, учитывая, что рекультивация отвалов горнодобывающей промышленности, базирующаяся на использовании естественных процессов их зарастания есть наиболее дешевый путь хозяйственного освоения и что «производство заинтересовано в упрощении и в удешевлении всех работ по рекультивации, особенно ее биологического этапа...» (Колесников, 1974), отвергать этот путь нецелесообразно.
Напротив, его необходимо использовать везде, где при естественном зарастании могут формироваться полiюценныс и производительные молодняки.
Исследования самозарастания отвалов должны быть направлены на поиск экономически и экологически целесообразных способов биологической рекультивации, а биоценозы, возникающие на отвалах естественным путем, должны являться «интегральным показателем» степени пригодности экотопа для биологического освоения (Трофимов, 1974).
При отсыпке отвалов, карьеров и разрезов горнодобывающей промышленности почвенные слои практически никогда не сохраняются, 15

[Back]