Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 49]

Япония И Др.).
Общий анализ зарубежного законодательства позволяет сделать следующий вывод, что во всех странах без исключения присутствуют уголовноправовые нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на собственность в различных формах и устанавливающие охрану интересов* собственника.
Среди данных преступлений можно выделить такие как кража, грабеж, разбой, мошенничество и др.
Наличие этих составов объясняется тем, что собственность является основой экономической жизни любого общества.
В зарубежных странах существует уголовная ответственность и за преступления в сфере экономической деятельности, например, ложное банкротство, незаконная конкуренция, неисполнение обязательств перед кредиторами и др.
Кроме того, можно выделить группу уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления, связанных с исполнением обязательств перед бюджетом государства и обществом, такие как ук» лонение от налогообложения, неуплата налогов, страховых взносов и др.
Учитывая же то, что нас интересуют преступления в сфере экономической деятельности, представляется целесообразным, прежде всего, рассмотреть практику уголовно-правовой борьбы с преступлениями в данной сфере, т.е.
с противоправными нарушениями экономических интересов, а именно преступления, связанные с банкротством, преступления в сфере недобросовестной конкуренции, а также рассмотреть вопрос о корпоративной ответственности.
В уголовном праве практически всех развитых стран предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение интересов кредиторов, охрану их от неправомерных действий должников .
См.
об этом: Тимербулатов А.Х.
Защита прав кредиторов в уголовном законодательстве Австрии, ФРГ и Швейцарии // Государство и право.
1994.
№ 3.

С.
98; Харьков В.
Уголовный закон на защите заемщика и кредитора // Законность.
2000.
№11.
С.
39; Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы / Руковод.
авт.
колл.
Г.А.
Тосунян.
М., 1994.
С.112-118 и др.; Клепицкий И.А.
Банкротство как преступление в современном уголовном праве // Государство и право.
1997.-№
11.-С .
37.
[стр. 36]

36 Леонтьев определил в качестве объекта преступлений, описанных в гл.
22-й УК «интересы государства и отдельных субъектов в сфере их экономической деятельности».*** Замечу только, что интересы отдельных субъектов в сфере их экономической деятельности могут серьезно противоречить закону.
Н.А.
Лопашенко объектом преступлений в сфере экономической деятельности считает общественные экономические отношения, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности.
К числу таких принципов она относит: свободу экономической деятельности; осуществление экономической деятельности на законных основаниях; добросовестную конкуренцию; добропорядочность субъектов экономической деятельности; запрет криминальных форм поведения в экономической деятельности.**** * См.: Уголовное право России.
Особенная часть.
Учебник ./ Под ред.
А.И.
Рарога.
М., 1996.
С.143.
** См.: Уголовное право Российской Федерации.
Особенная часть.
Учебник для юридических вузов./ Под ред.
Б.В.
Здравомыслова.
М., 1996.
С.178.
Так же определяет видовой объект этих преступлений И.В.
Шишко (См.: Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н.
Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Красноярск.
1998.
С.5).
*** См.: Уголовное право Российской Федерации.
Особенная часть /Под общ.
ред.
Г.Н.
Борзенкова и В.С.
Комиссарова.
М., 1997.
С.246.
**** См.: Лопашенко Н.А.
Преступления в сфере экономической деятельности:
понятия, система, проблемы квалификации и наказания.
Саратов.
1997.
С.
18-23.
Несколько ранее, еще до принятия нового Уголовного кодекса, но уже в период активной работы над его проектами, хозяйственные преступления толковались как деяния, причиняющие существенный ущерб нормальному осуществлению хозяйственной деятельности,* либо как деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы хозяйства.* * См.: Стрельцов Е.Л.
Указ.
соч.
С.25.
** См.: Гаухман Л.Д.
Указ.
соч.
С.9.
Думается, что видовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе,* ориентированном на развитие рыночной экономики.
Иначе говоря, таким объектом является установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Государство устанавливает в регулятивных законах гарантии свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, правила (порядок) этой деятельности и при помощи охранительных уголовных законов стремится обеспечить их исполнение.
Преступления в сфере экономической деятельности нарушают интересы государства и иных субъектов экономической деятельности, а также интересы граждан (потребителей), поскольку они соприкасаются с данной деятельностью.** * Примерно так же определяет объект преступлений в сфере экономической деятельности И.И.
Кучеров (См.: Кучеров И.И.
Налоговые преступления.
М.
1997.
С.57).
* В определенной степени близко к предложенному понимание хозяйственных преступлений Ю.В.
Головлевым: «Это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или любого другого хозяйствующего субъекта независимо от формы собственности, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц» (Головлев Ю.В.
Хозяйственные преступления: понятие и система // Государство и право.
1993.
№4.
С.80); Н.Н.
Афанасьев также считает объектом данной группы преступлений общественные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей и услуг.( См.: Уголовное право.
Особенная часть / Под ред.
Н.Н.
Ветрова и Ю.Н.
Ляпунова.
М., 1998.
С.288).
Кстати, само название главы «Преступления в сфере экономической деятельности» представляется не очень удачным, поскольку оно не отражает сути общественных отношений, защищаемых данными нормами уголовного закона.
В сфере экономической деятельности можно совершить, к примеру, хищения, преступления против трудовых прав граждан, служебные преступления и др.
Конечно, законодатель резонно отказался от устаревшего понятия «Хозяйственные преступления».
Вряд ли удачным было предложение именовать их «Преступления в сфере предпринимательства» или «Предпринимательские преступления».* Экономическая деятельность общества не сводится только к предпринимательству.
Не случайно в Конституции России (ст.34) говорится о предпринимательской и иной экономической деятельности.
В названии подавляющего большинства глав Особенной части УК

[стр.,169]

169 договоры и конвенции (например, Страсбургская конвенция Совета Европы 1990 г., посвященная проблемам борьбы с отмыванием «грязных» денег).
Настоящий очерк не претендует на полное и систематизированное изложение законодательства стран с развитой рыночной экономикой, направленного на борьбу с экономическими преступлениями.
Однако российскому читателю будет полезно ознакомиться с некоторыми уголовно-правовыми нормами зарубежного законодательства и сопоставить их с положениями отечественного уголовного закона по таким, например, вопросам, как защита интересов кредиторов, преступные проявления недобросовестной конкуренции, уголовно-правовые проблемы борьбы с легализацией преступных доходов, а также проблема уголовной ответственности корпораций (юридических лиц).
1.В уголовном праве практически всех развитых стран предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение интересов кредиторов, защиту их от неправомерных действии должников* .
* См.
об этом: Тимербулатов А.Х.
Защита прав кредиторов в уголовном законодательстве Австрии, ФРГ и Швейцарии // Государство и право.
1994.
№ 3;
Решетников Ф., Игнатова М.
Банкротство в дореволюционной России и на Западе // Закон.
1993.
№ 7; Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы.
Руковод.
авт.
колл.
Г.А.
Тосунян.
М., 1994.
С.112118 и др.; Клепицкий И.А.
Банкротство как преступление в современном уголовном праве // Государство и право.
1997.

№11.
Большинство этих стран накопили богатый законотворческий опыт регламентирования ответственности за различные общественно опасные деяния, связанные с банкротством.
Соответствующие положения можно видеть в уголовных кодексах многих стран: ст.314-7 и 314-8 УК Франции, гл.
39 УК Финляндии, гл.
9 разд.
18 Свода законов США, § 156-163 УК Австрии, гл.
4 УК Швейцарии, разд.
24 УК ФРГ, гл.
II УК Швеции, английский закон о неплатежеспособности 1986 г.
и др.
Как правило, выделяются две разновидности уголовно-наказуемого банкротства: банкротство злостное (умышленное, обманное, корыстное, мошенническое) и банкротство простое или неосторожное.
Понятие злостного банкротства по существу охватывает примерно тот же круг действий, которые охватываются в УК РФ 1991 г.
нормами об ответственности за преднамеренное и фиктивное банкротство, а также за неправомерные действия при банкротстве.
В частности, по УК ФРГ (§ 283, ч.
1-3) злостное банкротство составляют действия лица, которое при имущественной несостоятельности или угрозе неплатежеспособности либо при ее наступлении: утаивает составные части своего имущества, которые в случае открытия производства, связанного с банкротством, принадлежали бы к имущественной массе должника, или уничтожает либо повреждает это имущество; вступает в убыточные или спекулятивные сделки с товарами или ценными бумагами способом, противоречащим требованиям надлежащей хозяйственной практики, или вследствие нерентабельных расходов, игры или пари тратит чрезмерные суммы или становится должником; поставляет в кредит товары или ценные бумаги и продает или иным образом отчуждает их, значительно завышая их цену способом, противоречащим требованиям надлежащей хозяйственной практики; вводит в заблуждение относительно прав других лиц или признает фиктивные права; не ведет торговые книги или изменяет их, чтобы затруднить представление о своем имущественном положении либо с этой же целью утаивает, скрывает, уничтожает торговые книги и иную документацию; составляет баланс своего имущества таким образом, что затрудняет представление об имущественном положении или вообще не составляет баланс и не проводит инвентаризацию в установленные сроки; ухудшает другим, грубо противоречащим требованиям надлежащей практики способом свое имущественное положение или скрывает свои настоящие хозяйственные отношения.
Злостным банкротом является и тот, кто, совершая вышеназванные действия, добивается признания своей имущественной несостоятельности или неплатежеспособности* .
* См.: Уголовный кодекс ФРГ / Науч.
ред.
Н.Ф.
Кузнецова, Ф.М.
Решетников.
М., 1996.
С.159-160.
Для установления злостного банкротства необходимо наличие причинной связи между действиями должника и последствием в виде имущественного ущерба для кредиторов, наступающего вследствие уменьшения объема имущества, нужного для удовлетворения претензий кредиторов.
Злостное банкротство является умышленным преступлением.
К тому же необходимо установить, что виновный преследовал цель причинить кредиторам имущественный вред.
В законодательстве ФРГ предусмотрен и квалифицированный, «особо тяжкий» вид банкротства (§ 283а), когда виновный действует из корысти либо сознательно ставит многих лиц в опасность

[Back]