Проверяемый текст
Пожарский, Дмитрий Владимирович; Контрольно-надзорная функция современного государства (Диссертация 2004)
[стр. 87]

осуществления.
Традиционно о отечественной правовой науке в качестве общих методов осуществления государственной власти, функций государства рассматриваются методы убеждения (стимулирования) и принуждения220.
Налоговая функция вряд ли является исключением, поскольку процесс ее реализации характеризуется сочетанием и тех и других методов с безусловным преобладанием принудительных, поскольку в основе налогообложения лежит принудительное изъятие части дохода.
Безусловно, принуждение в известной степени свойственно каждой функции государства.
Однако имеется достаточно оснований для утверждения того, что налоговая функция, пожалуй, наиболее «принудительна» в системе отношений «личность общество государство».
С самых древних времен и по сей день эта характерная особенность налогообложения не претерпела сколько-нибудь значимых изменений.
Отмечая роль и значение охранительной функции государства, профессор Т.Н.
Радько пишет, что «государственно-правовая охрана общественных отношений необходима всегда, поскольку идея беспреступного общества остается не более чем мечтой отдельных романтиков»221.
На наш взгляд, вышеуказанная позиция в одинаковой мере
применима и к объяснению феномена налоговой функции, поскольку идея об обществе, личности добровольно отдающей государству часть дохода не менее романтична.
В юридической литературе встречаются довольно оригинальные взгляды на вопрос о методах реализации функций государства.
Так, В.К.
Бабаев и С.В.
Бабаев отождествляют методы осуществления функций государства с методами правового регулирования общественных отношений, выделяя императивный, ЧАЛ __ См., напр.: Черноголовкин Н.В.
Теория функций социалистического государства.
М., 1970.
С.
192; Морозова Л.А.
Современная российская государственность: Проблемы теории и практики.
Автореф.
дисс.
..

.д-рат.
юрид.
наук.
М., 1998.
С.
19; Макуев Р.Х.
Теория государства и права.
Орел, 2003.
С.
93.
221
Радько Т.Н.
Теория государства и права.
М., 2001.
С.
62.
[стр. 128]

128 Традиционно в отечественной правовой науке методы убеждения (стимулирования) и принуждения рассматриваются в качестве общих методов осуществления государственной власти, функций государства1 .
Контрольнонадзорная функция современного государства не является исключением.
Между тем, в юридической литературе встречаются и иные мнения относительно методов осуществления функций государства.
Так, профессор В.К.
Бабаев, отождествляя методы осуществления функций государства с методами правового регулирования общественных отношений, выделяет императивный, диспозитивный, поощрительный и рекомендательный методы2 .
Вышеуказанная позиция заслуживает внимания, однако, не является бесспорной.
На наш взгляд, отождествление методов деятельности государства и методов правового воздействия является очень условным в силу известной самостоятельности государства и права.
Кроме того, комплексный, собирательный характер методов принуждения и убеждения предполагает излишним выделение императивного, диспозитивного, поощрительного и рекомендательного методов в качестве самостоятельных.
Властно-принудительные, императивные по своему характеру, действия органов власти вполне укладываются в рамки метода принуждения, а поощрения, стимулы, рекомендации и юридическая возможность выбирать вполне соответствуют элементам метода убеждения.
В основе контрольно-надзорной функции государства лежит сочетание убеждения (стимулирования) и принуждения как методов ее осуществления.
При этом, ведущее место, в силу властной природы государственного контроля и надзора принадлежит методу принуждения.
Поскольку функционирование государства обусловлено категорией властвования, постольку государственный контроль и надзор как одна из 1 См., напр.: Черноголовкин Н.В.
Указ.
работа.
С.
192; Морозова Л.А.
Современная российская государственность: Проблемы теории и практики.
Автореф.
дисс.

...докт.
юрид.
наук.
М., 1998.
С.
19; Макуев Р.Х.
Теория государства и права.
— Орел, 2003.
С.
93.
2
См.: Бабаев В.К., Бабаев С В .
Указ.
раб.
С.
8.


[стр.,175]

175 характере контрольно-надзорной функции, убедиться в жизненной необходимости государственного контроля и надзора в каждой сфере.
Экология при этом не является исключением.
Наряду с этим, есть основания полагать, что отсутствие четкого, слаженного взаимодействия контрольно-надзорной функции с иными направлениями деятельности государства (как внутренними, так и внешними) существенно нивелирует роль и значение контрольно-надзорных усилий государства по сохранению окружающей природы.
Рассматривая вопросы о соотношении контрольно-надзорной функции с иными направлениями деятельности современного государства, определяя се место и роль в системе функций государства, мы исходим из наиболее устоявшейся в теории государства и права, так называемой «единой классификации» функций государства.
Как нам представляется, рассмотрение соотношения контрольнонадзорной функции государства с иными направлениями его деятельности (взяв за основу вышеуказанную классификационную модель) вполне позволяет показать и объяснить ее роль и значение в системе функций государства.
Отраженные в настоящем параграфе связи контрольно-надзорной функции с основными функциями государства, позволяют сделать несколько выводов и обобщений, подчеркивающих специфику и универсальность рассматриваемого явления.
Во-первых, контрольно-надзорная функция отличается постоянством, а также обусловливающим и обеспечивающим характером по отношению к иным функциям государства.
Отмечая роль и значение охранительной функции государства, профессор Т.Н.
Радько пишет, что «государственно-правовая охрана общественных отношений необходима всегда, поскольку идея беспреступного общества остается не более чем мечтой отдельных романтиков»'.
На наш взгляд, вышеуказанная позиция в одинаковой мере
относится и к контрольно-надзорной функции.
Представляется, что 1 Радько Т.Н.
Теория государства и права.
М., 2001.
С.
62.

[Back]