Проверяемый текст
Кулешова, Александра Игоревна. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе (Диссертация 2009)
[стр. 114]

создавать его; временных факторов, влияющих на дизайн (современная культура, мода, возможности производства, черты продуктов современного дизайна и др.); умения анализировать произведения в разных видах дизайна; умение пользоваться объемно-графическими средствами моделирования объектов дизайна, в том числе компьютерной графикой; деятельностный компонент ПК дизайнера — особая проектная установка, сочетающая, в свою очередь, установки на познание, критику, преобразование (направленную на творчество) в сфере эстетического; творческая установка, направленная на развитие качеств личности, лежащих в основе профессионального развития; эстетическая направленность (данная мотивация направлена на эстетизацию предметной среды); сочетание экстринсивных и интрисивных мотивов при доминирующей процессуально-содержательной мотивации; совокупность общеидеологических, общефилософских, общеэтических, общеэстетических принципов, определяющих концепцию дизайндеятельности специалиста и его социально-культурную позицию.
личностный компонент ПК дизайнера при помощи подструктур образного мышления формулируется пространственная структура, морфология дизайнерского объекта; особенности воображения (способность «видеть целое раньше частей», умение смотреть на мир «глазами другого человека») и креативности; принципы и пропорции сочетания образного и понятийного компонентов.
Раскрытие механизма влияния средств объемно-пространственной композиции на качество формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, привел нас к определению и созданию теоретикодеятельностный алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса (рис 1.) Деятельностный алгоритм формирования профессиональных 114
[стр. 46]

все стимулы, которые влияют на активацию и вызывают процессуальносодержательную мотивацию, имеют следующие характеристики: 1) новизна и изменение; 2) неожиданность; 3) сложность; 4) неопределенность.
Поэтому эти характеристики необходимо использовать в числе критериев при отборе содержания учебного материала.
В 1908 году Р.
Еркс и Дж.
Додсон (Dodson J.D.) экспериментально установили [цит.
по 59], что существует наиболее благоприятный определенный оптимальный уровень (оптимум) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).
Оптимум мотивации зависит от уровня сложности заданий.
Одна из особенностей дизайнерской деятельности состоит в том, что она охватывает широкий диапазон функциональных обязанностей, каждая из которых по своему содержанию предполагает наличие творчества.
Такая деятельность требует логичности (анализа, синтеза, умения выделить существенное и др.) и критичности, мощной синтетической силы ума, его широты и конкретности, глубины мышления.
Так как при оптимальном уровне мотивации профессиональная деятельность дизайнера выполняется наиболее успешно, то мы считаем, что оптимум мотивации — еще одна особенность мотивационноценностного компонента профессиональной компетентности дизайнера.
Обобщая вышесказанное, мы выделяем такие особенности 4 мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности дизайнера, как особая проектная установка, которая включает в себя установку на познание объекта, критику и преобразование; творческая установка, направленная на развитие качеств личности, лежащих в основе профессионального развития, эстетическая направленность (данная мотивация направлена на эстетизацию предметной среды), сочетание экстринсивных и интрисивных мотивов при доминирующей процессуально-содержательной мотивации, совокупность общеидеологических, общефилософских, общеэтических, общеэстетических 46

[стр.,59]

когнитивно-деятельностного компонента ПКГД.
Будущему специалисту-дизайнеру, на наш взгляд, необходимы не только знание выдающихся образцов ГД, но и осознание его как системы, для которой технологии графического отображения информации являются подсистемами, а социально-экономическая ситуация, дизайн, проектная культура и культура в целом —надсистемами.
Поэтому знание выдающихся образцов графического дизайна, осознание его как системы, является следующей особенностью ПКГД.
Мы определяем процесс формирования профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе как целенаправленное создание и реализацию педагогических условий для эффективного профессионального саморазвития и образования, в ходе которого осуществляется взаимодействие студентов с педагогами-носителями профессиональной культуры в активной учебно-творческой деятельности, используется весь арсенал ее средств и возможностей.
Современная подготовка дизайнеров-специалистов с квалификацией 070601 «Графический дизайн» осуществляется на основе государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) специальности.
Анализируя данный документ, мы можем отметить, что в целом особенности профессиональной компетентности графического дизайнера формируются при изучении дисциплин специализаций (цикла ДС); а особенности профессиональной компетентности дизайнера — при изучении общепрофессиональных дисциплин (цикла ОПД).
Дисциплины «История дизайна, науки и техники», «История культуры и искусства» обладают, на наш взгляд, потенциалом для формирования таких особенностей ПКГД, как знание временных факторов, влияющих на дизайн (современная культура, мода, возможности производства, черты продуктов современного дизайна), и совокупность общеидеологических, общефилософских, общеэтических, общеэстетических принципов, определяющих концепцию дизайн деятельности специалиста и его социально-культурную позицию.
Специфика данных принципов у 59

[стр.,81]

тектоника, ведущей роли и значения категории функции в процессе дизайнерского проектирования; роли и значения категории технологической формы, включающее роль и значение материала в проектировании; знание теории композиции, включающее знание причины возникновения композиции, основной закономерности, условной формулы композиционных связей, видов итоговых композиционных структур, принципов гармонизации; понимание роли и значения цвета в дизайне; знание сущности, роли и значения понятия фирменного стиля и умение создавать его; временных факторов, влияющих на дизайн (современная культура, мода, возможности производства, черты продуктов современного дизайна и др.); умения анализировать произведения в разных видах дизайна; умение пользоваться объемно-графическими средствами моделирования объектов дизайна, в том числе компьютерной графикой.
Особенности мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности дизайнера: особая проектная установка, сочетающая, в свою очередь, установки на познание, критику, преобразование (направленную на творчество) в сфере эстетического; творческая установка, направленная на развитие качеств личности, лежащих в основе профессионального развития; эстетическая направленность (данная мотивация направлена на эстетизацию предметной среды); сочетание экстринсивных и интрисивных мотивов при доминирующей процессуально-содержательной мотивации; совокупность общеидеологических, общефилософских, общеэтических, общеэстетических принципов, определяющих концепцию дизайн-деятельности специалиста и его социально-культурную позицию.
Особенности индивидуально-личностного компонента профессиональной компетентности дизайнера: при помощи подструктур образного мышления формулируется пространственная структура, морфология дизайнерского объекта; особенности воображения (способность «видеть целое раньше частей», .
умение смотреть на мир «глазами другого человека») и креативности; принципы и пропорции сочетания образного и понятийного
■ * А * * ^ А V I 81

[Back]