55%-56% средний уровень; 6%-7% высокий уровень. Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выделить основные проблемы, которые необходимо было решить в процессе подготовки студентов: 1) расширение знаний о средствах объемно-пространственной композиции, формирование новых знаний об профессиональных особенностях; 2) развитие творческих и инновационных способностей; 3) формирование системно-комплексного объемно-пространственное мышление деятельности. Итогом данного параграфа является констатация и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, позволившие сформулировать задачи, которые необходимо решить в процессе формирования профессиональных компетенций студента-дизайнера для позитивной социальной адаптации в условиях учебно-воспитательной среды вуза. На данном этапе мы использовали опросные методы: анкетирование, тестирование (тест учебных достижений), тест речемыслительной креативности. Полученные письменные ответы анализировались, обрабатывались методами математической статистики и послужили для выявления имеющих место тенденций, для дальнейшей ориентации в проблеме и формулирования определенных выводов. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о различном уровне сформированности профессиональных компетенций. Он показал, что не в достаточной степени развиты особенности креативности, проектно-профессиональная идеология дизайнера, теоретические и методические основы когнитивного и деятельностного критериев. Проведенный нами констатирующий срез позволил составить общее представление об исходном уровне сформированности 124 |
подгруппы студентов со специализацией «графический дизайн» по 13 человек каждая, контрольную —две подгруппы студентов того же потока со специализацией «графический дизайн» по 13 и 14 человек. Учебный процесс в контрольных группах характеризовался традиционным содержанием подготовки будущих специалистов-дизайнеров, традиционным порядком работы, формами и методами учебной деятельности. Данные констатирующего эксперимента, приведенные ниже, показали, что уровни сформированности особенностей ПКГД у студентов контрольной и экспериментальных групп близкие. На данном этапе мы использовали опросные методы: анкетирование, тестирование (тест учебных достижений), тест речемыслительной креативности С.А. Медника (приложение 1). Полученные письменные ответы анализировались, обрабатывались методами математической статистики и послужили для выявления имеющих место тенденций, для дальнейшей ориентации в проблеме и формулирования определенных выводов. Обработка полученных данных показала следующее. Мы выявляли основанное на знании осознанное использование категорий «функциональность», «образность», «эмоциональная ориентация», «масштабность», «тектоника», «коммуникативность» в графическом дизайне. Например, мы попросили студентов-старшекурсников сформулировать определение понятия «тектоника», известное им из пропедевтического курса. С заданием справились 40% студентов контрольной и 25% экспериментальной группы. 40% студентов контрольной и 44% экспериментальной группы отметили какую-то единичную сторону, конкретное проявление данного средства выразительности. При изучении сформированности другой особенности ПКГД «умения использовать цвет в проектировании объектов графического дизайна» было отмечено, что студенты могут выделить функцию цвета как мотивационного инструмента (привлечение внимания к объекту — 52% 90 * / * ежик». 34% студентов предложили оригинальные сравнения с элементом детализации, и 11%—оригинальные «косвенные» сравнения, близкие метафоре. В целом данные по экспериментальной группе схожи: 53% студентов группы смогли предложить лишь стереотипные либо оригинальные «прямые» сравнения, 49% студентов предложили сравнения, принадлежащие третьей группе, и 8% —четвертой. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о различном уровне сформированности особенностей профессиональной компетентности. Он показал, что не в достаточной степени развиты особенности креативности, проектно-профессиональная идеология дизайнера, теоретические и методические основы когнитивнодеятельностного компонента ПКГД. Наши материалы показывают также однозначность и невысокую детализацию определений, отсутствие различных ракурсов, точек зрения рассмотрения понятий и явлений, имеющих непосредственное отношение к теории и методике дизайнерского проектирования, некоторую фрагментарность знаний, а также слабо развитоеА умение словесно оформлять свои мысли. Проведенный нами констатирующий срез позволил составить общее представление об исходном уровне развития компонентов профессиональной компетентности графического дизайнера, доказал необходимость нашей опытно-экспериментальной работы, конкретизировал ее задачи. Первым направлением реализации опытно-экспериментальной работы мы определили использование в подготовке студентов-дизайнеров курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» и предполагали, что он сыграет значительную роль в развитии особенностей ПКГД, которые мы выделили в ходе изучения феномена профессиональной компетентности графического дизайнера. Создавая курс, мы исходили из идеи вариативности образования, заложенной в ГОС ВПО подготовки графических дизайнеров. Данная идея предполагает возможность дополнения содержания обязательного профессионального образования спецкурсом или курсом по У ^ / 97 |