(неоднозначности) предъявляемого материала, создания проблемных ситуаций и др.; коммуникативной направленности (развития навыков делового общения, терпимости к чужому мнению и др.). Первым направлением реализации опытно-экспериментальной работы мы определили использование в подготовке студентов-дизайнеров курса по выбору «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров» и предполагали, что он сыграет значительную роль в развитии особенностей ПК, которые мы выделили в ходе изучения феномена профессиональной компетентности дизайнера. Создавая курс, мы исходили из идеи вариативности образования, заложенной в ГОС ВПО подготовки дизайнеров. Данная идея предполагает возможность дополнения содержания обязательного профессионального образования спецкурсом или курсом по выбору при реализации требования: «содержание дисциплин должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности» [39]. Реализация идеи вариативности позволила нам внести значимое и новое, с точки зрения развития тех или иных особенностей формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, в содержание подготовки; реализовать специальные условия совершенствования учебно-практической деятельности студентов и удовлетворить их различные интересы и способности. В процессе изучения курса студенты должны были: освоить новые знания, специальные технологии, в ходе которых развивались креативность и воображение, установки на творчество; научиться самооценивать творчество, общественную значимость художественной, дизайнерской деятельности, ее влияние на культуру, развить стремление к постоянному самосовершенствованию в дизайне; интегрировать содержание общехудожественных, специальных 126 |
* / * ежик». 34% студентов предложили оригинальные сравнения с элементом детализации, и 11%—оригинальные «косвенные» сравнения, близкие метафоре. В целом данные по экспериментальной группе схожи: 53% студентов группы смогли предложить лишь стереотипные либо оригинальные «прямые» сравнения, 49% студентов предложили сравнения, принадлежащие третьей группе, и 8% —четвертой. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о различном уровне сформированности особенностей профессиональной компетентности. Он показал, что не в достаточной степени развиты особенности креативности, проектно-профессиональная идеология дизайнера, теоретические и методические основы когнитивнодеятельностного компонента ПКГД. Наши материалы показывают также однозначность и невысокую детализацию определений, отсутствие различных ракурсов, точек зрения рассмотрения понятий и явлений, имеющих непосредственное отношение к теории и методике дизайнерского проектирования, некоторую фрагментарность знаний, а также слабо развитоеА умение словесно оформлять свои мысли. Проведенный нами констатирующий срез позволил составить общее представление об исходном уровне развития компонентов профессиональной компетентности графического дизайнера, доказал необходимость нашей опытно-экспериментальной работы, конкретизировал ее задачи. Первым направлением реализации опытно-экспериментальной работы мы определили использование в подготовке студентов-дизайнеров курса по выбору «Профессиональная компетентность дизайнера» и предполагали, что он сыграет значительную роль в развитии особенностей ПКГД, которые мы выделили в ходе изучения феномена профессиональной компетентности графического дизайнера. Создавая курс, мы исходили из идеи вариативности образования, заложенной в ГОС ВПО подготовки графических дизайнеров. Данная идея предполагает возможность дополнения содержания обязательного профессионального образования спецкурсом или курсом по У ^ / 97 выбору при реализации требования: «содержание дисциплин должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности» [39]. Реализация идеи вариативности позволила нам внести значимое и новое, с точки зрения развития тех или иных особенностей компетентности графического дизайнера, в содержание подготовки; реализовать специальные условия совершенствования учебно-практической деятельности студентов и удовлетворить их различные интересы и способности. В процессе изучения курса студенты должны были: освоить новые знания, специальные технологии, в ходе которых развивались креативность и воображение, установки на творчество; научиться самооценивать творчество, общественную значимость художественной, дизайнерской деятельности, ее влияние на культуру, развить стремление к постоянному самосовершенствованию в дизайне; интегрировать содержание общехудожественных, специальных дисциплин вокруг ключевых понятий дизайна, что способствовало бы осознанию ими места и значения изучаемых дисциплин специальности для будущей профессиональной деятельности. Отбор содержания курса производился согласно принципам, выделенным Т.В. Пищулиной, на основании данных проводимого ею эксперимента: профессиональной направленности (развития профессиональной мотивации и профессионально значимых качеств), ориентации на самообразование, самореализацию в рамках профессии, формирования мировоззренческих ценностей, гуманитаризации курса (придания личностного смысла представляемому материалу, опоры на субъектный опыт учащегося и др.), вариативности (учета психологических особенностей и стиля учебной деятельности, начальной подготовки студентов); экологической направленности (формирования экологического сознания, рассмотрения профессиональных задач с точки зрения экологии); творческой направленности, вероятностности (неоднозначности) предъявляемого 98 материала, создания проблемных ситуаций и др.; коммуникативной направленности (развития навыков делового общения, терпимости к чужому мнению и др.) [117]. Мы также стремились учитывать критерий соответствия содержания дисциплины характеристикам новизны и изменения, неожиданности, сложности, неопределенности, так как, по мнению Д. Берлайна, все стимулы, которые влияют на активацию и вызывают процессуально-содержательную мотивацию, имеют вышеуказанные характеристики [142]. Курс был рассчитан на проведение в течение пятого семестра и включал 7 лекционных и 7 практических занятий (см. приложение 2). При изучении понятия профессиональная компетентность мы старались донести до студентов идею Дж. Равена, что в основе компетентности лежат ценностные ориентации личности, а обеспечивают ее не только знания, умения, опыт, но инициативность и творческий подход к проблемам [134]. У любого человека есть область компетентности. Постижение, понимание себя, своих истинных мотивов и ценностей и строительство с их учетом собственной профессиональной я-концепции лежит в основе развития своей профессиональной компетентности. Уже содержание первой вводной лекции о профессиональной компетентности графического дизайнера и ее особенностях позволило нам актуализировать у студентов имеющиеся знания, отчасти углубить и систематизировать, охарактеризовать их место в дизайн проектировании. Обращаясь к категориям «функция», «технологическая форма», «эмоциональная ориентация», «образность», «тектоника», студенты получали как бы опорные точки для того, чтобы развивать умение анализировать объекты дизайна. Знание вышеперечисленных профессиональных категорий развивалось и в ходе самостоятельной работы, когда студенты начали составлять свой словарь профессиональных терминов. При этом поощрялось предложение студентами своего, авторского определения какого-либо понятия, своеобразное философствование и генерирование свободных ассоциаций с 99 |