Проверяемый текст
Кулешова, Александра Игоревна. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе (Диссертация 2009)
[стр. 127]

дисциплин вокруг ключевых понятий дизайна, что способствовало бы осознанию ими места и значения изучаемых дисциплин специальности для будущей профессиональной деятельности.
Отбор содержания курса производился согласно принципам, выделенным Т.В.
Пищулиной, на основании данных проводимого ею эксперимента: профессиональной направленности (развития профессиональной мотивации и профессионально значимых качеств), ориентации на самообразование, самореализацию в рамках профессии, формирования мировоззренческих ценностей, гуманитаризации курса (придания личностного смысла представляемому материалу, опоры на субъектный опыт учащегося и др.), вариативности (учета психологических особенностей и стиля учебной деятельности, начальной подготовки студентов); экологической направленности (формирования экологического сознания, рассмотрения профессиональных задач с точки зрения экологии); творческой направленности, вероятностности (неоднозначности) предъявляемого
материала, создания проблемных ситуаций и др.; коммуникативной направленности (развития навыков делового общения, терпимости к чужому мнению и др.) [117].
Мы также стремились учитывать критерий соответствия содержания дисциплины характеристикам новизны и изменения, неожиданности, сложности, неопределенности, так как, по мнению Д.
Берлайна, все стимулы, которые влияют на активацию и вызывают процессуально-содержательную мотивацию, имеют вышеуказанные характеристики [142].

При изучении понятия профессиональная компетентность мы старались донести до студентов идею Дж.
Равена, что в основе компетентности лежат ценностные ориентации личности, а обеспечивают ее не только знания, умения, опыт, но инициативность и творческий подход к проблемам [134].
У любого человека есть область компетентности.
Постижение, понимание себя, своих истинных мотивов и
127
[стр. 98]

выбору при реализации требования: «содержание дисциплин должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности» [39].
Реализация идеи вариативности позволила нам внести значимое и новое, с точки зрения развития тех или иных особенностей компетентности графического дизайнера, в содержание подготовки; реализовать специальные условия совершенствования учебно-практической деятельности студентов и удовлетворить их различные интересы и способности.
В процессе изучения курса студенты должны были: освоить новые знания, специальные технологии, в ходе которых развивались креативность и воображение, установки на творчество; научиться самооценивать творчество, общественную значимость художественной, дизайнерской деятельности, ее влияние на культуру, развить стремление к постоянному самосовершенствованию в дизайне; интегрировать содержание общехудожественных, специальных дисциплин вокруг ключевых понятий дизайна, что способствовало бы осознанию ими места и значения изучаемых дисциплин специальности для будущей профессиональной деятельности.
Отбор содержания курса производился согласно принципам, выделенным Т.В.
Пищулиной, на основании данных проводимого ею эксперимента: профессиональной направленности (развития профессиональной мотивации и профессионально значимых качеств), ориентации на самообразование, самореализацию в рамках профессии, формирования мировоззренческих ценностей, гуманитаризации курса (придания личностного смысла представляемому материалу, опоры на субъектный опыт учащегося и др.), вариативности (учета психологических особенностей и стиля учебной деятельности, начальной подготовки студентов); экологической направленности (формирования экологического сознания, рассмотрения профессиональных задач с точки зрения экологии); творческой направленности, вероятностности (неоднозначности) предъявляемого
98

[стр.,99]

материала, создания проблемных ситуаций и др.; коммуникативной направленности (развития навыков делового общения, терпимости к чужому мнению и др.) [117].
Мы также стремились учитывать критерий соответствия содержания дисциплины характеристикам новизны и изменения, неожиданности, сложности, неопределенности, так как, по мнению Д.
Берлайна, все стимулы, которые влияют на активацию и вызывают процессуально-содержательную мотивацию, имеют вышеуказанные характеристики [142].

Курс был рассчитан на проведение в течение пятого семестра и включал 7 лекционных и 7 практических занятий (см.
приложение 2).
При изучении понятия профессиональная компетентность мы старались донести до студентов идею Дж.
Равена, что в основе компетентности лежат ценностные ориентации личности, а обеспечивают ее не только знания, умения, опыт, но инициативность и творческий подход к проблемам [134].
У любого человека есть область компетентности.
Постижение, понимание себя, своих истинных мотивов и
ценностей и строительство с их учетом собственной профессиональной я-концепции лежит в основе развития своей профессиональной компетентности.
Уже содержание первой вводной лекции о профессиональной компетентности графического дизайнера и ее особенностях позволило нам актуализировать у студентов имеющиеся знания, отчасти углубить и систематизировать, охарактеризовать их место в дизайн проектировании.
Обращаясь к категориям «функция», «технологическая форма», «эмоциональная ориентация», «образность», «тектоника», студенты получали как бы опорные точки для того, чтобы развивать умение анализировать объекты дизайна.
Знание вышеперечисленных профессиональных категорий развивалось и в ходе самостоятельной работы, когда студенты начали составлять свой словарь профессиональных терминов.
При этом поощрялось предложение студентами своего, авторского определения какого-либо понятия, своеобразное философствование и генерирование свободных ассоциаций с 99

[Back]