Проверяемый текст
Кулешова, Александра Игоревна. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе (Диссертация 2009)
[стр. 130]

(генерирование большого количества идей, использование аналогий, синонимов, антонимов, рифм, игра в слова, запись потока сознания с целью проникнуть в сущность проблемы, процессуальность, фиксирование всех идей, откладывание критики во времени).
Мы рассматривали некоторые способы активизации креативной способности, такие, как развитие представления о себе как о творческой личности; совершение нестандартных поступков, развивающих это представление; размышление о немыслимом; любознательность, открытость ко всему новому; юмор, каламбуры; сопоставление идей и образов, использование метафор; анализ любых, в том числе, абсурдных идей, целеустремленность.
Приводили симптомы творческого кризиса (откладывание, выгорание, переутомление, прекращение рассматривать себя как творческую личность) и некоторые методы его преодоления.

Согласно ФГОС ВПО деятельность дизайнера заключается в «создании новых образцов промышленной продукции», «среди которых различные виды полиграфических изданий» [39].
Поэтому одним из центральных понятий, обсуждаемых со студентами, было понятие новизны,
которое явилось первым критерием шкалы оценки творческой деятельности.
Мы стремились донести до студентов мысль о том, что одна из проблем в способности подняться на более высокий уровень творчества состоит не в тех ограничениях, которые даются условиями задачи, а в тех «ложных» ограничениях, которые человек навязывает и тем самым связывает сам себя.
Под ложными ограничениями понимаются такие ограничения, которые отсутствуют в условиях творческого задания, но предполагаются в представлениях его исполнителя.
Мы также обсуждали проявление новизны в творчестве Энди Уорхола, Ива Кляйна.

В ходе изучения курса мы стремились создать условия для развития у студентов установки на критическое отношение к своему творчеству, на
130
[стр. 101]

в котором выделены основные понятия, их сущность, содержание, раскрывающиеся вербальным и символическим способами отображения.
В конце изучения определенного раздела курса группе студентов предлагалось нарисовать подробный план путеводитель по курсу.
Мы понимаем дизайн как междисциплинарный вид деятельности, поэтому только рассмотрение вопросов взаимосвязи, взаимовлияния философии, естествознания, искусствоведения позволяет увидеть всю сложность проблем как современного дизайна, так и его прошлого, и будущего [54].
Поэтому мы обращались к тому, как цели деятельности дизайнера отображались в философии Протагора («Человек есть мера всех вещей...»), Аристотеля, Сократа, Платона, Вольтера, античной идее технэ тождества пользы и красоты.
Развитие особенностей креативности и установки на творчество мы начали с обращения к философским, педагогическим, психологическим определениям понятий «творчество», «креативность».
Студенты знакомились с исследованиями, в которых доказывались возможности развития креативности.
Затем обсуждались принципы мозгового штурма (генерирование большого количества идей, использование аналогий, синонимов, антонимов, рифм, игра в слова, запись потока сознания с целью проникнуть в сущность проблемы, процессуальность, фиксирование всех идей, откладывание критики во времени).
Мы рассматривали некоторые способы активизации креативной способности, такие, как развитие представления о себе как о творческой личности; совершение нестандартных поступков, развивающих это представление; размышление о немыслимом; любознательность, открытость ко всему новому; юмор, каламбуры; сопоставление идей и образов, использование метафор; анализ любых, в том числе, абсурдных идей, целеустремленность.
Приводили симптомы творческого кризиса (откладывание, выгорание, переутомление, прекращение рассматривать себя как творческую личность) и некоторые методы его преодоления.

101

[стр.,102]

Согласно ГОС ВПО деятельность графического дизайнера заключается в «создании новых образцов промышленной продукции», «среди которых различные виды полиграфических изданий» [39].
Поэтому одним из центральных понятий, обсуждаемых со студентами, было понятие новизны.

Здесь же уместно было дать определение понятию «прототип» как первоначальный образец, прообраз.
Новизна является первым критерием шкалы оценки творческой деятельности, а уровни новизны идеи могут быть представлены в следующем виде.
Первый уровень.
Идея (ситуация, сюжет) использована повторно (один к одному) или перекрывается более полной идеей.
Второй уровень.
Прототип изменен, но нет качественно новой идеи.
Третий уровень.
Прототип изменен так, что появляется качественно новая идея.
Четвертый уровень.
Новая идея, не имеющая близких прототипов в литературе [31].
Для того чтобы оценить результат собственной и чужой творческой работы по новизне, студентам можно было воспользоваться бланком самооценки (рисунок 1).
Рисунок 1 Бланк самооценки выполненного творческого задания САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ Я (он) выполнил задание, сохранив его условия, на уровне.
Уровень Действие 1 Повторил известное (исходное) 2 Пелшого изменил известное (применил уже известное) При переходе на 3-4 уровень сумел перешагнуть через ложные ограничения 3 Качественно изменил известное (поставил и разрешил противоречие) 4 Придумал свое, новое (заменил исходное) Такой подход к рождению новизны, когда известны признаки входа в любой уровень, позволяет самостоятельно устанавливать уровень, на котором собираешься выполнить творческую работу.
Это облегчает творческий процесс, но не исключает индивидуальные способности/ Знания 102

[стр.,103]

ТРИЗ значительно повышают эффективность этой работы.
Мы стремились донести до студентов мысль о том, что одна из проблем в способности подняться на более высокий уровень творчества состоит не в тех ограничениях, которые даются условиями задачи, а в тех «ложных» ограничениях, которые человек навязывает и тем самым связывает сам себя.
Под ложными ограничениями понимаются такие ограничения, которые отсутствуют в условиях творческого задания, но предполагаются в представлениях его исполнителя.
Мы также обсуждали проявление новизны в творчестве Энди Уорхола, Ива Кляйна.

Как один из способов создания новизны, мы рассматривали использование креативных технологий (более подробно их использование в рамках нашего курса мы описываем во втором параграфе этой главы).
Новизна и оригинальность являются условиями предоставления художественно-конструкторскому решению правовой охраны в качестве промышленного образца.
Дизайн как объект промышленной собственности Л рассматривается В.Ф.
Рунге, В.В.
Сеньковским [142].
На наш взгляд, будущим дизайнерам полезно знать, что, согласно патентному закону РФ, новизна и оригинальность промышленного образца обеспечивается творческим методом художественного конструирования (дизайна) за счет проектных решений, изменяющих композицию (состав и взаимное расположение основных формообразующих элементов); форму элементов композиции (для объемных промышленных образцов); их конфигурацию (для плоскостных промышленных образцов); пластику (подробности формы); орнамент (графическое решение); колористическое решение (в сочетании с фактурой).
В ходе изучения курса мы стремились создать условия для развития у студентов установки на критическое отношение к своему творчеству, на
преобразование-творчество, овладение ими знаний принципов правовой охраны произведений дизайна.
Студенты имели возможность сгруппировать свои знания вокруг центрального понятия «новизна», углубить и 103

[Back]