новых, более глубоких и прочных позиций. Все большее распространение в дизайнерском образовании Запада получает идея узкой специализации. Отсюда — стремление работать в команде, поскольку индивидуально «сделать вещь» становится трудно. Несмотря на то, что в этом случае есть опасность стирания творческой индивидуальности дизайнера, командный механизм работы рассматривается зарубежными специалистами как более эффективный и экономически выгодный. В тоже время, формирование концепции образования в дизайне, начатое в XIX веке У. Моррисом, продолженное школами БАУХАУЗА и ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, всегда было пронизано стремлением к созданию и совершенствованию проектов инженерно-технических и других инноваций. В каждой из названных школ царил дух поиска и эксперимента, там одновременно разрабатывались и представления о дизайне и его роли, и новые педагогические концепции, и педагогические средства. Школы намного опережали практику, они составляют основу любой системы подготовки дизайнеров. Это является актуальным и в настоящее время, когда перед дизайнерами открываются большие возможности для исследования, поиска, экспериментов в области предметных средств, обеспечивающих ускоренное, качественное и органичное осуществление необходимых преобразований в художественных, экономических и социальных процессах. В связи с этим возникает потребность в большом количестве высококвалифицированных дизайнерских кадров, что, в свою очередь, чрезвычайно обостряет проблему их подготовки. В зарубежном и историческом опыте мы ищем, с одной стороны, уже испытанные и отработанные средства концептуального осмысления, проблематизации и анализа тех специфических трудностей, с которыми сталкивается или рискует столкнуться отечественное дизайн-образование на пути своего совершенствования, а с другой — полезные примеры и способы преодоления этих трудностей в конкретной практике преподавания, способные если не подсказать прямой 14 I |
ГЛАВА 1. Развитие дизайна и дизайн-образования в мировой практике, вклад в него русской школы дизайна Дизайн — необъятная область знания, элементы которой можно встретить в любой области человеческой деятельности. Дизайн происходит из самобытности народов, поэтому так важна культурная составляющая учебных программ (в частности, модуль (блок) дисциплин по регионоведеиию). Дизайн, как и информатика, фактически являются синтагмами знания. Выбор той или иной концепции дизайна в стране во многом определяет ее экономическую эффективность на внешних рынках и социальную значимость внутри страны. Соответствен но выбор превалирования той или иной школы дизайна, структуры дизайнерских организаций и, соответственно, содержания учебного процесса но подготовке специалистов в области дизайна являются одной из важных государственных задач. Практика показывает, какое огромное значение придают в развитых странах решению этих вопросов. Проблема дизайнерского образования в различных странах приобретает сегодня не столько академический, сколько практический интерес: она подчинена поиску тех конкретных мер, которые позволили бы в кратчайшие сроки осуществить курс на ускорение экономического развития своей страны (в ряде стран — социально-экономического или художественного развития). Дизайн-образование во всем мире сейчас стоит перед необходимостью кардинального пересмотра своих исходных положений и выработки новых, более глубоких и прочных позиций. Все большее распространение в дизайнерском образовании Запада получает идея узкой специализации. Отсюда — стремление работать в команде, поскольку индивидуально «сделать вещь» становится трудно. Несмотря на то, что в этом случае есть опасность стирания творческой индивидуальности дизайнера, командный механизм работы рассматривается зарубежными специалистами как более эффективный и экономически выгодный. В тоже время, формирование концепции образования в дизайне, начатое в XIX веке У. Моррисом, продолженное школами -15 БАУХАУЗА и ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, всегда было пронизано стремлением к созданию и совершенствованию проектов инженерно-технических и других инноваций. В каждой из названных школ царил дух поиска и эксперимента, там одновременно разрабатывались и представления о дизайне и его роли, и новые педагогические концепции, и педагогические средства. Школы намного опережали практику, они составляют основу любой системы подготовки дизайнеров. Это является актуальным и в настоящее время, когда перед дизайнерами открываются большие возможности для исследования, поиска, экспериментов в области предметных средств, обеспечивающих ускоренное, качественное и органичное осуществление необходимых преобразований в художественных, экономических и социальных процессах. Установки на более тесную связь образования с трудовой профессиональной деятельностью побуждают с особым вниманием подходить к тем узким местам ноосферы и, в частности, промышленного производства, где специфические знания и умения дизайнеров могли бы принести наиболее ощутимые плоды. В связи с этим возникает потребность в большом количестве высококвалифицированных дизайнерских кадров, что, в свою очередь, чрезвычайно обостряет проблему их подготовки. В зарубежном и историческом опыте мы ищем, с одной стороны, уже испытанные и отработанные средства концептуального осмысления, проблемагизации и анализа тех специфических трудностей, с которыми сталкивается или рискует столкнуться отечественное дизайн-образование на пути своего совершенствования, а с другой — полезные примеры и способы преодоления этих трудностей в конкретной практике преподавания, способные если не подсказать прямой выход из аналогичной ситуации, то хотя бы подтолкнуть к поиску собственных решений. [195] 1.1. История возникновения дизайн-образования Для понимания того, как формировались существующие сегодня школы и организации дизайна, в том числе и учебные центры, рассмотрим основные классические концепции дизайн-образования: -16 |