Проверяемый текст
Кулешова, Александра Игоревна. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе (Диссертация 2009)
[стр. 145]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав влияние передового отечественного и зарубежного опыта дизайн-образования на формирование профессиональных компетенций мы связали совершенствование процесса формирования будущих специалистов с такими условиями, как: реализация курса по выбору, позволяющего сформировать как особенности профессиональных компетенций дизайнера, так и их особенности, восполнить недостающие знания, умения и навыки, развить творческие способности.
Основные идеи курса — это повышенное внимание к методике дизайна,
развитие установки на творчество, способности аргументации своих решений, ознакомление студентов с
и современным искусством, экологическими аспектами дизайнерского проектирования, развитие умений моделировать объекты дизайна; создание деятельностно-ориентированного творческого пространства, позволяющего студентам проявлять профессиональную компетентность и представляющего собой организацию и методическое обеспечение различных форм творческой деятельности (проектной, художественно-творческой, игровой), освоения студентами комплекса знаний и умений, необходимых дизайнеру, а также различных ролей дизайнерской деятельности (дизайнера, заказчика, арт-директора, критика); развитие субъектной позиции обучающихся в учебно-творческой О деятельности, характеризующееся поддержкой преподавателем инициативы и выбора студентов методов и форм учебной деятельности, развитием у студентов умений самооценки результатов собственной деятельности, направленностью на ее самоорганизацию и планирование; 145
[стр. 78]

применяется ведение альбома набросков или книжки идей для записи визуальных идей скетчбука.
Скетчбук является частью файла вдохновения художника, откуда он может черпать визуальные идеи.
Зарисовки, выполненные на листочках, обрывках бумаги, можно также вклеивать в свой блокнот.
Таким образом, скетчбук способствует развитию умений графического моделирования объектов дизайна, умения «видеть» средства образной выразительности, мыслить ими, развивать их, накоплению базы визуальных образов и представлений, фиксации визуальных идей.
Студентам предлагается завести блокноты для зарисовок, в которых они регулярно упражняются в видении и фиксации визуальных идей.
Примером деятельности может быть рисование людей на большой перемене в коридоре.
Предлагается в такой записной книжке также фиксировать все мысли, приходящие на тему дизайн проекта, создаваемого в рамках дисциплины «Проектирование в графическом дизайне».
На наш взгляд, также сам процесс рисования в непривычной обстановке как действие необычное для себя, выводящее за пределы рядового, также может включить способности креативности, развивая представление о себе как о творческой личности, формируя автономность, независимость характера, являющуюся одной из профессионально важных способностей ПКГД.
На наш взгляд, необходимо отметить, что в американском стандарте в области дизайна и искусства (Wisconsins Model Academic Standards for Art and Design Education) специально предусматриваются формы учебной деятельности, направленные на развитие дисциплинированности, 4 настойчивости, прилежности, умения планировать свою деятельность и способности критически оценивать ее результаты.
Проанализировав влияние передового отечественного и зарубежного опыта дизайн-образования на формирование
ПКГД, мы связали совершенствование процесса формирования ПКГД будущих специалистов с такими условиями, как: # t fr p i * s Ф s 78

[стр.,79]

реализация курса по выбору, позволяющего сформировать как особенности профессиональной компетентности дизайнера, так и особенности ПКГД, восполнить недостающие знания, умения и навыки, развить творческие способности.
Основные идеи курса это повышенное внимание к методике дизайна, развитие установки на творчество, способности аргументации своих решений, ознакомление студентов с
современным искусством, экологическими аспектами дизайнерского проектирования, развитие умений моделировать объекты дизайна (скетчинг); —создание деятельностно-ориентированного творческого пространства, позволяющего студентам проявлять профессиональную компетентность и представляющего собой организацию и методическое обеспечение различных форм творческой деятельности (проектной, художественнотворческой, игровой), освоения студентами комплекса знаний и умений, необходимых дизайнеру, а также различных ролей дизайнерской деятельности (дизайнера, заказчика, арт-директора, критика); —развитие субъектной позиции обучающихся в учебно-творческой деятельности, характеризующееся поддержкой преподавателем инициативы и выбора студентов методов и форм учебной деятельности, развитием у студентов умений самооценки результатов собственной деятельности, направленностью на ее самоорганизацию и планирование; создание установки студентов на креативность и самостоятельность, заключающееся в стимулировании положительной мотивации на творчество и самостоятельность, создании «креативной» среды, развитии ассоциативнообразной стороны формообразования, овладении студентами методами творческой деятельности, приемами, стимулирующими воображение и творческие способности, и использовании их в общехудожественных и специальных дисциплинах.
Подводя итог анализу актуальной психолого-педагогической проблемы формирования профессиональной компетентности графического дизайнера, можно сделать следующие выводы.
79

[стр.,82]

компонентов.
3.
Особенности когнитивно-деятельностного компонента ПКГД — понимание ведущей роли и значения категории «коммуникативность» и умение пользоваться ею при проектировании в графическом дизайне; знание сущности, роли и значения понятия фирменного стиля и умение создавать его; понимание роли печатных технологий в развитии выразительных средств графического дизайна, знание современных печатных технологий, готовность постоянно совершенствовать, обновлять свои знания; представление об аспектах, обеспечивающих правовую охрану объектов графического дизайна; умение соотносить изобразительную часть текста со шрифтовой, использование ЭВМ и других материально-технических ресурсов; знание выдающихся образцов графического дизайна, осознание его как системы.
Особенности мотивационно-ценностного компонента ПКГД — установка на проектирование текста-сообщения и визуальной среды; представление о себе как о будущем графическом дизайнере.
4.
Существующий ГОС ВПО специальности в основном дает возможность формировать профессиональную компетентность специалиста, однако существуют значительные резервы в совершенствовании как содержания, так и методики образовательного процесса.
5.
Проанализировав влияние передового отечественного и зарубежного опыта дизайн-образования на формирование
профессиональной компетентности графического дизайнера, совершенствование исследуемого процесса мы связываем с дополнением обязательного содержания подготовки содержанием курса по выбору, позволяющим сформировать как особенности профессиональной компетентности дизайнера, так и особенности ПКГД, восполнить недостающие знания, умения и навыки,Ь развить творческие способности.
Основные идеи курса —это повышенное внимание к методике дизайна
(выполнение словаря понятий и терминов); развитие установки на творчество, способности аргументации своих решений 82

[Back]