задачи. Это способствовало созданию общих стилевых черт любого разрабатываемого коллективно объекта, а вместе с тем прививало иммунитет от субъективизма творчества при сохранении индивидуальности последнего. Среди основных педагогических принципов следует отметить: творческое воспитание; концепция «учиться, делая»; концепция одновременного воспитания руки и головы как вклад в целостное воспитание; постулат об эстетическом воспитании как воспитании свободы. Отмечается также, что все эти принципы не были чьим-либо изобретением, а органически возникли из предшествовавшей возникновению Баухауза плодотворной дискуссии по поводу педагогической реформы. Влияние Баухауза на современные школы было огромно; многие из них применяли в качестве образца пропедевтический курс Баухауза. Высшая школа дизайна в Ульме (Ульмская школа). Начиная с момента своего основания, Высшая школа дизайна в Ульме была провозглашена наследницей Баухауза. Наряду с профессиональным обучением главной задачей школы должно было стать воспитание у студентов самостоятельного мышления. В соответствии с этим, в программу обучения должны были включаться дисциплины, прививающие студентам навыки конструктивного действия. Благодаря этому школа должна была сочетать профессиональное обучение, общее образование и воспитание чувства ответственности. Ульмцы считали, что главное в дизайне — художественно-творческая его сторона, решение конкретной проектной задаче и неизменно должно перелагаться на художественную интуицию. Такой подход закрепился в России в настоящий момент, однобокость его представления нарушает традиции русской школы дизайна — синтеза художественного вкуса и технологии на благо всему социальному сообществу. 16 |
Баухауз. Основой всей воспитательной работы Баухауза было последовательное осуществление цели развития художественной индивидуальности студента, его способностей и талантов. Именно на это был ориентирован педагогический процесс. При определении изучаемых дисциплин учитывались индивидуальные желания студента. Свое призвание он должен был познать сам. Весь процесс обучения строился на выдвинутом Гропиусом положении: «Является ли работа самообразования всего лишь результатом навыка и умения или творчества, зависит от одаренности человека. Ей нельзя научить, ей нельзя обучиться. Но можно развить способности руки и основательность знаний как главные предпосылки любой формообразующей работы будь то труд простого работника, либо гениального художника». [235] 1 Іервостепенное внимание отдавалось выработке у студента на основе изучения реального соотношения пластических и цветовых элементов и постижения законов композиции собственных, как можно более индивидуализированных представлений о форме. Студенты в мастерских работали над выполнением заданий, которые ставили перед собой сами, а не по указке мастера. Изучение основ формообразования строилось так, чтобы научить, прежде всего, выражению творческих идей языком пластических форм, который не передавался от мастера к ученику, а вырабатывался у последнего при помощи учителя. Вместе с гем большое внимание уделялось воспитанию навыков работы в коллективе как содружестве творческих индивидуальностей, объединенных вокруг единой задачи. Это способствовало созданию общих стилевых черт любого разрабатываемого коллективно объекта, а вместе с тем прививало иммунитет от субъективизма творчества при сохранении индивидуальности последнего. Среди основных педагогических принципов следует отметить: творческое воспитание; концепция «учиться делая»; концепция одновременного воспитания руки и головы как вклад в целостное воспитание; постулат об эстетическом воспитании как воспитании свободы. Отмечается также, что все эти принципы не были чьим-либо изобретением, а органически возникли из предшествовавшей возникновению Баухауза плодо17 сворной дискуссии по поводу педагогической реформы. Влияние Баухауза на современные школы было огромно; многие из них применяли в качестве образца пропедевтический курс Баухауза. В Болгарии, Голландии, Швейцарии, Японии вокруг выпускников Баухауза образовались творческие ячейки. Баухауз своим возникновением и дальнейшими перипетиями существования впервые в истории художественной школы доказал, насколько ее социальная и педагопіческая прогрессивность зависит от уровня политической демократии, характеризующей данное общество. Впоследствии эту закономерность подтвердили многие зарубежные и наши отечественные школы, также возникшие в послевоенный период. [72] Высшая школа дизайна в Ульме (Ульмская школа). Начиная с момента своего основания, Высшая школа дизайна в Ульме была провозглашена наследницей Баухауза. Наряду с профессиональным обучением главной задачей школы должно было стать воспитание у студентов самостоя тельного мышления. В соответствии с этим, в программу обучения должны были включаться дисциплины, прививающие студентам навыки конструктивного действия. Благодаря этому школа должна была сочетать профессиональное обучение, общее образование и воспитание чувства ответственности. Средством для этого была подготовка творчески одаренных людей к осуществлению задач практической жизни через участие в формообразовании продуктов социальной значимости и в оказании дизайнером помощи в их создании индустриальными средствами, в приведении в единство формы с другими аспектами качества. В частности, это должно было способствовать расширению экспорта и повышению жизненного уровня народа. Значительное место идеологами Ульма уделялось использованию дизайнером исследований в области маркетинга. Социальная роль дизайна, считали Мадьдонадо и Бонсип, заключается в том, чтобы оказывать на структуры потребления, существующим в свободном рыночном хозяйстве, влияние со своих социальнокультурных позиций: «Функция дизайнера заключается не в поддержании спокойствия, а в возбуждении беспокойс тва». [72] -18 Ульмцы считали, что главное в дизайне — художественно-творческая его сторона, решение конкретной проектной задаче и неизменно должно перелагаться на художественную интуицию. Такой подход закрепился в РФ в настоящий момент, однобокость его представления нарушает традиции русской школы дизайна — синтеза художественного вкуса и технологии на благо всему социальному сообществу. Первоначально Ульм был «бсздипломной школой» — успехи выпускника определялись на основе дифференцированной оценки успехов студента в процессе обучения, в особенности его участия в решении реальных проектных задач.[72] Методические установки Ульмского училища в наиболее полном виде были сформулированы Мальдонадо и Гн Бопсипом в статье «Наука и дизайн», опубликованной в журнале «Ульм» в 1984г. [218] ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН. В начале становления СССР реформа в области художественного образования была тесно связана с реформой в области народного образования. Создание единой трудовой школы и установка Наркомпроса на трудовое воспитание как нельзя лучше соответствовали той программе и тем идеям, которые доводили в жизнь работники Отдела изобразительного искусства (ИЗО) Наркомпроса, чья деятельность предшествовала появлению института. Большое значение для решения вопросов художественно-конструкторского образования имела состоявшаяся в июне 1920 года «Первая Всероссийская конференция учащихся и учащих художественных и художественно-промышленных мастерских». В резолюциях, принятых па конференции, предлагалось создать в стране художественные лаборатории и мастерские, анализирующие материал, изучающие способы его обработки в зависимости от техники и организации производства. Конференция считала необходимым разработать сеть художественно-образовательных учреждений во всероссийском масштабе (школы, лаборатории, институты пр.), имея в виду, главным образом, поднятие индустриальных центров, разработать единую схему учебного плана и программную часть во всех областях художест-19 |