носителем культуры которого являются как сами создатели объекта дизайна, так и созданный ими объект или процесс дизайна. Общность подходов к дизайну, подтвержденная их экономической эффективностью, сформировала общие черты в формировании дизайнерских структур в различных странах: 1. Государственная поддержка: либо на федеральном, либо муниципальном уровнях (реже комплексная, наподобие вертикали дизайна в Финляндии). 2. Центральная или центральные организации, включающие в себя лабораторию, архив, администрацию, научно-исследовательский институт (или институты), учебные центры. В основные функции административного аппарата входит общее управление дизайнерскими структурами в стране, организация выставок, взаимодействие с другими органами власти в стране, обеспечение бесперебойного доступа дизайнеров к архивом и обмену информации, проведение тестов объектов дизайна в лабораториях. 3. Форумы дизайнеров (на региональном и/или общегосударственном уровне). 4. Региональные дизайн-бюро. В их функции входит на местном уровне обеспечивает разработку объектов дизайна, обеспечивать доступ населения и организации к дизаин-ресурсам. В ряде стран существуют национальные особенности. Так в Германии центральными структурами являются земельные комитеты. В Финляндии создана вертикаль дизайна с Министерством дизайна во главе. В Японии существует сертификационный комитет объектов дизайна, причем не прошедшие его разработки не допускаются к экспорту. В США структуры дизайна сосредоточены в различных национальных проектах. Различия в реализации потенциала дизайна, обусловленные разными культурными традициями, а также различные педагогические системы 24 |
так и отличия в их реализации: — различное воплощение дизайна в каждой стране, обусловленное тем, что основой, корнями любого дизайна является самобытность народа, носителем культуры которого являются как сами создатели объекта дизайна, так и созданный ими объект или процесс дизайна. Последнее стоит особо подчеркнуть в период всеобщей глобализации — угроза потери самовыражения народа в предметах быта является угрозой национальной безопасности. Общность подходов к дизайну, под твержденная их экономической эффективностью, сформировала общие черты в формировании дизайнерских структур в различных странах: 1. Государственная поддержка: либо на федеральном, либо муниципальном уровнях (реже комплексная, наподобие вертикали дизайна в Финляндии). 2. Центральная или центральные организации, включающие в себя лабораторию, архив, администрацию, научно-исследовательский институт (или институты), учебные центры. В основные функции административного аппарата входит общее управление дизайнерскими структурами в стране, организация выставок, взаимодействие с другими органами власти в стране, обеспечение бесперебойного доступа дизайнеров к архивом и обмену информации, проведение тестов объектов дизайна в лабораториях. 2. Форумы дизайнеров (на региональном и/или общегосударственном уровне). 3. Региональные дизайн-бюро. В их функции входит на местном уровне обеспечивает разработку объектов дизайна, обеспечивать доступ населения и организаций к дизайн-ресурсам. Такая система организаций принята в Англии, Франции, Бразилии, Канаде, почти во всех скандинавских странах. Она же была принята к внедрению и в СССР соответствующими постановлениями ЦК КПСС в 1983 и 1987 годах на период с 1988 по 2000г. -27 В ряде стран существуют национальные особенности. Так в Германии центральными структурами являются земельные комитеты. В Финляндии создана вертикаль дизайна с Министерством дизайна во главе. В Японии существует сертификационный комитет объектов дизайна, причем не прошедшие его разработки не допускаются к экспорту. В США структуры дизайна сосредоточены в различных национальных проектах. Различия в реализации потенциала дизайна, обусловленные разными культурными традициями, а также различные педагогические системы создали различные подходы к организации дизайн-образования. Например, в Англии принята единая концепция дизайн-образования начиная с 5-летнего возраста. В СССР в рамках вышеуказанной программы элементы дизайна предполагалось внедрять на всех стадиях человеческой жизни. А само образование начиналось с трехлетиего возраста. Сравнительно недавно были намечены пути глобализации дизайна и дизайн-образования — на XXI Генеральной Ассамблеей ИКСИД (Сидней, 1996г.) был представлен на утверждение «Стратегический план развития дизайнерского образования на 1997-2001гг.». Позиции плана следующие: определить новые направления развития дизайна; установить достаточный уровень стандартов для подготовки дипломированных дизайнеров; ускорить развитие дизайнерского образования в развивающихся странах; усилить работу по информированию и пропаганде роли дизайна среди бизнесменов, промышленников, широкой публики и учащихся средних школ. Главная задача этого плана — признание необходимости изменений в дизайнерском образовании, что позволит определить комплекс знаний, необходимых дизайнерам в будущем. С этим планом связан научно-исследовательский проект, разработанный Организационным комитетом Второй конференции ИКСИД по вопросам образования (Ганновер, 2003г.) «База знаний о дизайне промышленных изделий и профессиональный облик дизайнера, получившего специальное дизайнерское образование». Задачи проекта таковы: определить сегодняшнюю ба-28 |