Япония. Япония по уровню развития дизайна в его современном понимании находится в числе ведущих стран мира, хотя в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия в Японии о дизайне фактически ничего не знали. Успехи в этой области в значительной мере обусловлены помощью государства. Следует отметить, что ни в одной из стран с развитой экономикой государство не уделяет такого внимания развитию дизайна, как в настоящее время в Японии. Министерством внешней торговли и промышленности была разработана государственная программа развития дизайна в Японии на 90-е годы. В ней предусматривалось создание системы государственных учреждений, через которые осуществляется государственная политика в области промышленного дизайна. В японском дизайне можно выделить три направления: соотношение традиций и современности; отношение к западному (евроамериканскому) дизайну; отношение дизайнерского образования к современной культуре и промышленности. Традиции и высокие технологии, а также ориентация на экспорт, создают условия, в которых в каждом из серийных изделий японской промышленности виден не просто органичный для дизайна синтез техники и эстетики, но сочетание передовой техники и утонченного вкуса. Японский дизайнер должен иметь доскональные знания о производстве и, в то же время, иметь четкое представление о ситуации на рынке. Поэтому в дизайнерских учебных заведениях делается упор на изучение промышленной технологии, маркетинга, как внутреннего, так и внешнего, а также международной экономики и международных финансов. Дизайнер обязан знать, как котируются его дизайнерские изделия на международном рынке, как зарабатывается им иностранная валюта, и т.д. В настоящее время система дизайнерского образования в Японии внешне приобрела форму, схожую с такой же в других развитых странах. 42 |
обувь, текстиль, спортивная обувь. Одновременно студентам предлагается 24 курса для изучения таких предметов, как инжиниринг', маркетинг, материалы, психология, статистика, эргономика, английский язык, компьютерная графика, математика, технология литья, фотография, печатное дело и др. Начиная с 1994 года, день 2 мая был объявлен Днем дизайна. Япония. Япония по уровню развития дизайна в его современном понимании находится в числе ведущих стран мира, хотя в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия в Японии о дизайне фактически ничего не знали. Успехи в этой области в значительной мере обусловлены помощью государства. Следует отметить, что ни в одной из стран с развитой экономикой государство не уделяет такого внимания развитию дизайна, как в настоящее время в Японии. Министерством внешней торговли и промышленности была разработана государственная программа развития дизайна в Японии на 90-е годы. В ней предусматривалось создание системы государственных учреждений, через которые осуществляется государственная политика в области промышленного дизайна. В японском дизайне можно выделить три направления: соотношение традиций и современности; отношение к западному (евро-американскому) дизайну; отношение дизайнерского образования к современной культуре и промышленности. Традиции и высокие технологии, а также ориентация на экспорт, создают условия, в которых в каждом из серийных изделий японской промышленности виден не просто органичный для дизайна синтез техники и эстетики, но сочетание передовой техники и утонченного вкуса. Японский дизайнер должен иметь доскональные знания о производстве и, в то же время, иметь четкое представление о ситуации на рынке. Поэтому в дизайнерских учебных заведениях делается упор на изучение промышленной технологии, маркетинга, как внутреннего, так и внешнего, а также международной экономики и международных финансов. Дизайнер обязан знать, как котируются его дизайнерские изделия на международном рынке, как зарабатывается им иностранная валюта, и т.д. •47 В настоящее время система дизайнерского образования в Японии внешне приобрела форму, схожую с такой же в других развитых странах. Система просвещения и образования в стране находится под сильным контролем со стороны государства. Это обстоятельство отражается на формировании программ дизайнерских заведений, например, в части интенсификации учебного процесса, ориентации на интересы промышленности. В Японии считают, что дизайнерский колледж или университет является местом для образования и исследований. Задача учащихся-дизайнеров — ориентироваться на нужды промышленности, на гуманитарные потребности обіцсства, на культуру. В дизайнерских школах Японии стремятся творчески и в полной мере развивать индивидуальные качества студента, бережно относиться к мыслям и чувс твам каждого студента. Отсюда и некоторые организационные особенности: в дизайнерских учебных заведениях студенты объединяются в немногочисленные группы, что дает возможность преподавателям уделять больше внимания каждому из них. Японские педагоги дизайна воспитывают в учащихся стремление проникнуть в сущность, дух вещей. Но в дизайне сущность вещей, образные представления о них воплощаются в форме. И на работу с формой обращается самое пристальное внимание. Трактовка формы в японской школе дизайна отличается от таковой в классических европейских системах подготовки дизайнеров. В Японии считают, что дизайн —это среда передачи сообщений об идеях, закладываемых в каждый продукт при решении его формы. Для того чтобы выразить идею через форму, дизайнерам требуется целостное мировоззрение. В их работах выражаются представления о современном образе жизни. Иными словами, произведения дизайна являются средоточием сущности не только собственно вещи, но и социально-культурной среды ес существования, а форма — каналом выражения этой сущности. И как следствие, характерная для дизайнерской школы Японии черта — отношение к работе с материалами, глубокое понимание возможностей природных материалов, ов-48 |