Практика и теория отечественного художественного конструирования находится в процессе становления, что, безусловно, влияет на педагогические воззрения и приемы (даже в кругу художниковконструкторов взаимоотношения практики и педагогики художественного конструирования зачастую трактуются неверно). Сфера действия художественного конструирования столь широка, что подготовка в специальной школе (средней, высшей) необходимого количества художников-конструкторов составляет задачу, весьма сложную. Специфика художественно-конструкторской деятельности, требует от будущего специалиста строгой логики мышления конструктора и эмоционально-образного восприятия художника, именно она не позволяет механически заимствовать достижения практики преподавания искусства и технического конструирования в деле воспитания художникаI конструктора. К этому следует добавить, что в систему дизайнерского образования включена служба прогнозирования, являющаяся органической частью самой практики как динамично развивающейся частью системы образования. Внутренний смысл проблемы опережающего дизайнерского образования состоит в том, что школа отстает от развивающейся; практики и как следствие отечественный дизайн сейчас развивается скорее вширь, чем вглубь. И, как следствие, имеет место выход нашего дизайна на метод дизайн-программирования. В связи с этим потребовались дизайнеры, подготовленные к иным условиям работы, способные решать задачи, которые раньше не стояли и вузовской подготовкой не предусматривались, владеющие методами организационного проектирования, разработки концепции, сценарного моделирования, типологического моделирования средовых ситуаций и др. Приведенное выше наглядно демонстрирует не только проблемы опережающего образования и фундаментальные исследования в области 50 |
конструктор предназначен для работы в отраслях народного хозяйства — машиностроение, приборостроение, транспорт, народное образование, предприятия местной промышленности — в первичных должностях: художника, старшего художника, художника-конструктора, научною сотрудника, художника-графика, художника прикладного искусства». Следует отметить следующие профессии, играющие важную роль в современном образовании в РФ: художник-конструктор, художник и научный сотрудник. Дело в том, что дизайн-образование в РФ оставило только первую составную часть профессии, отдавая ей предпочтение и не уделяя внимания второй составляющей (конструктор). Что касается пауки, то здесь вообще не было подготовлено ни одного специалиста. [78, 83. 84, 97, 100, 144, 370, 371, 388 и др.] Опережающее образование. Любой системе образования, а в особенности высшего образования, свойственна определенная инертность по отношению к внешнему миру, тенденция отставания от темпов развития практики. Здесь нелишне привести высказывание теоретика образования И. Посаль: «Среди разных направлений критики (систем образования) важнейшим представляется такое, которое обращает внимание на то, что цели и организация систем обучения сегодня определяются в основном опытом прошлого (и, следовательно, являются системами ретроспективными) и только в малой степени соотносятся с состояниями вероятного будущего (не являясь, следовательно, ретроспективными)». [499] Есть определенный ряд объективных причин консервативности систем образования. Одна из них заключается в том, что консервативность проявляется здесь в медленной реакции строгих методических систем (приемов преподавания, учебных планов, программ, пособий) на возрастание требований развивающегося общества. Практика и теория отечественного художественного конструирования находится ,в процессе становления, что, безусловно, влияет на педагогические воззрения и приемы (даже в.кругу художников-конструкторов взаимо-54 отношения практики и педагогики художественного конструирования зачастую трактуются неверно). Сфера действия художественного конструирования столь широка, что подготовка в специальной школе (средней, высшей) необходимого количества художников-конструкторов составляет задачу, весьма сложную. Специфика художественно-конструкторской деятельности, требует от будущего специалиста строгой логики мышления конструктора и эмоционально-образного восприятия художника, именно она не позволяет механически заимствовать достижения практики преподавания искусства и технического конструирования в деле воспитания художника-конструктора. К этому следует добавить, что в систему дизайнерского образования включена служба прогнозирования, являющаяся органической частью самой практики как динамично развивающейся частью системы образования. [182] Опережающее профессиональное образование П.Н. Новиков определяет как «системообразующее существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной расположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приращивать знания, формирования инновационного, преобразующего, гуманистически ориентированного интеллекта, реализующегося в носящий такой же характер деятельности человека»1. Внутренний смысл проблемы опережающего дизайнерского образования состоит в том, что школа отстает от развивающейся: практики и как следствие отечественный дизайн сейчас развивается скорее вширь, чем вглубь. И, как следствие, имеет место выход нашего дизайна на' метод дизайнпрограммирования. В связи с этим потребовались дизайнеры, подготовленные к иным условиям работы, способные решать задачи, которые раньше не стояли и вузовской подготовкой не предусматривались (проектирование функциональных систем деятельности, крупных предметных комплексов. 1 Новиков П.Н. Опережающее профессиональное образование / П.Н. Новиков, В.М. Зуев. — М.: Российская государственная академия труда и заняіости Минтруда РФ, 2000. — 258 с., С. 100. -55 систем обслуживания, образа жизни и т.п.), владеющие методами организационного проектирования, разработки концепции, сценарного моделирования, типологического моделирования средовых ситуаций и др. [234] Приведенное выше наглядно демонстрирует не только проблемы опережающего образования и фундаментальные исследования в области практики дизайна, но и обнажает острейшую проблему в РФ — отсутствие дизайна как науки. В связи с чем, в нашей стране может разговор идти только о развитии практики дизайна, но ни как о фундаментальных исследованиях в нем. [444] Метод дизайн-программ интенсивно развивался в СССР и широко распространялся в практике, особенно при разработке крупных комплексных объектов, таких как, например, метро. К сожалению, их огромный потенциал как основы дизайна XXI века был во многом забыт. [135, 157, 233] Многоступенчатая система подготовки дизайнеров в реализации концепции непрерывного дизайнерского образования. Задача поэтапного формирования, профессиональной деятельности в непрерывной подготовке выделяется как осевой процесс. В этом процессе идет развертывание деятельности от наиболее элементарных ее состояний до развитых структур деятельности специалиста. В самом начале обучения модель профессиональной деятельности задается сразу же, как целостная структура, но как бы «свернутая», в самом элементарном своем виде. Затем, в ходе дальнейшего обучения каждый из элементов этой лервоначальной.структуры в свою очередь развертывается и наполняется вссм.богатством профессионального содержания-..Базируясь-на системе непрерывной практической подготовки, позволяет переходить от одного1 этапа становления профессиональной деятельности у студента к другому, более развитому, формируя у обучаемых полноценную и способную к дальнейшему развитию профессиональную деятельность. Всубъектную часть профессиональной деятельности, входят средства, способности, цели и ориентации, интегрированные знания, т.е. той ее части, которая гораздо хуже поддается непосредственной внешней фиксации и для воспитания которой -56 |