практики дизайна, но и обнажает острейшую проблему в РФ — отсутствие дизайна как науки. В связи с чем, в нашей стране может разговор идти только о развитии практики дизайна, но ни как о фундаментальных исследованиях в нем. Метод дизайн-программ интенсивно развивался в СССР и широко распространялся в практике, особенно при разработке крупных комплексных объектов, таких как, например, метро. К сожалению, их огромный потенциал как основы дизайна ХХГ века был во многом забыт. Многоступенчатая система подготовки дизайнеров в реализации концепции непрерывного дизайнерского образования. Задача поэтапного формирования, профессиональной деятельности в непрерывной подготовке выделяется как осевой процесс. В этом процессе идет развертывание деятельности от наиболее элементарных ее состояний до развитых структур деятельности специалиста. В самом начале обучения модель профессиональной деятельности задается сразу же, как целостная структура, но как бы «свернутая», в самом элементарном своем виде. Затем, в ходе дальнейшего обучения каждый из элементов этой первоначальной структуры в свою очередь развертывается и наполняется всем богатством профессионального содержания. Задача состоит в том, чтобы подготовить человека так, чтобы он, владея деятельностью и будучи в нее погруженным, одновременно владел бы и взглядом на эту деятельность со стороны, то есть умением, способностью по-разному «поворачивать» набор своих знаний и умений, в зависимости от конкретной ситуации и от функционального места, занимаемого данным специалистом в системе производства. При этом обучаемый перестает становиться узким, частичным специалистом, умеющим реализовывать только одну какую-нибудь форму связывания знаний, умений, навыков в продуктивную последовательность, а 51 |
систем обслуживания, образа жизни и т.п.), владеющие методами организационного проектирования, разработки концепции, сценарного моделирования, типологического моделирования средовых ситуаций и др. [234] Приведенное выше наглядно демонстрирует не только проблемы опережающего образования и фундаментальные исследования в области практики дизайна, но и обнажает острейшую проблему в РФ — отсутствие дизайна как науки. В связи с чем, в нашей стране может разговор идти только о развитии практики дизайна, но ни как о фундаментальных исследованиях в нем. [444] Метод дизайн-программ интенсивно развивался в СССР и широко распространялся в практике, особенно при разработке крупных комплексных объектов, таких как, например, метро. К сожалению, их огромный потенциал как основы дизайна XXI века был во многом забыт. [135, 157, 233] Многоступенчатая система подготовки дизайнеров в реализации концепции непрерывного дизайнерского образования. Задача поэтапного формирования, профессиональной деятельности в непрерывной подготовке выделяется как осевой процесс. В этом процессе идет развертывание деятельности от наиболее элементарных ее состояний до развитых структур деятельности специалиста. В самом начале обучения модель профессиональной деятельности задается сразу же, как целостная структура, но как бы «свернутая», в самом элементарном своем виде. Затем, в ходе дальнейшего обучения каждый из элементов этой лервоначальной.структуры в свою очередь развертывается и наполняется вссм.богатством профессионального содержания-..Базируясь-на системе непрерывной практической подготовки, позволяет переходить от одного1 этапа становления профессиональной деятельности у студента к другому, более развитому, формируя у обучаемых полноценную и способную к дальнейшему развитию профессиональную деятельность. Всубъектную часть профессиональной деятельности, входят средства, способности, цели и ориентации, интегрированные знания, т.е. той ее части, которая гораздо хуже поддается непосредственной внешней фиксации и для воспитания которой -56 нужны специальные средства и методы. Развертываясь, эти структуры деятельности следуют уже не принципу «от простого к сложному», а в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному. [226] Задача состоит в том, чтобы подготовить человека так, чтобы он, владея деятельностью и будучи в нее погруженным, одновременно владел бы и взглядом на эту деятельность со стороны, то есть умением, способностью поразному «поворачивать» набор своих знаний и умений, в зависимости от конкретной ситуации и от функционального места, занимаемого данным специалистом в системе производства. При этом обучаемый перестает становиться узким, частичным специалистом, умеющим реализовывать только одну какую-нибудь форму связывания знаний, умений, навыков в продуктивную последовательность, а овладевает способностями строить цепочки деятельности, — от того, какую функциональную позицию он занимает. [243] Сводя воедино и несколько упрощая вышеизложенное, можно сказать, что внедрение элементов дизайна в учебно-воспитательный процесс: до школы помогало развитию творческих способностей человека; в начальных классах школы помогало адаптации к учебному процессу; в средних классах общеобразовательных учебных заведениях формировало необходимые навыки и умения, развивало творческие способности, помогало усвоению знаний; в старших классах общеобразовательной школы подготавливало к профессиональной деятельности; начальная профессиональная школа готовила работников для различных сфер социальной жизни общества (зачастую, напрямую не связанных с дизайном); средняя профессиональная и высшая профессиональная школа готовила специалистов в области дизайна. [387, 444, 445] Получение теоретических знаний и их закрепление на практических занятиях. Непрерывность практической подготовки означает не только логическую взаимосвязь между последовательными видами производственной практики, но, прежде всего,интегральное включение производственной практики, всей профессионально-практической подготовки в общий ход процесса обучения, где практика, таким образом, выступает как неотъемлемая и -57 |