овладевает способностями строить цепочки деятельности, от того, какую функциональную позицию он занимает. Сводя воедино и несколько упрощая вышеизложенное, можно сказать, что внедрение элементов дизайна в учебно-воспитательный процесс: до школы помогало развитию творческих способностей человека; в начальных классах школы помогало адаптации к учебному процессу; в средних классах общеобразовательных учебных заведениях формировало необходимые навыки и умения, развивало творческие способности, помогало усвоению знаний; в старших классах общеобразовательной школы подготавливало к профессиональной деятельности; начальная профессиональная школа готовила работников для различных сфер социальной жизни общества (зачастую, напрямую не связанных с дизайном); средняя профессиональная и высшая профессиональная школа готовила специалистов в области дизайна. Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, практика на различных этапах непрерывного образования и. в различных типах и видах учебных заведений служила различным целям: развитию творческих и профессиональных способностей, применению и закреплению полученных теоретических знаний. Также следует отметить сбалансированный, в отличие от нынешней ситуации в РФ, подход к практическим занятиям, которые являлись инструментом закрепления теоретических знаний наравне с развитием творческих способностей дизайнера. В настоящий момент, в РФ основное внимание уделяется практике без учета не только теории, но и будущей специализации дизайнера. Как видно из выше сказанного, многие черты системы дизайнобразования можно не просто рекомендовать, но и сделать обязательными к внедрению в различные формы организации учебно-воспитательного процесса. Среди таких аспектов, можно назвать уроки труда в школе. 52 |
нужны специальные средства и методы. Развертываясь, эти структуры деятельности следуют уже не принципу «от простого к сложному», а в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному. [226] Задача состоит в том, чтобы подготовить человека так, чтобы он, владея деятельностью и будучи в нее погруженным, одновременно владел бы и взглядом на эту деятельность со стороны, то есть умением, способностью поразному «поворачивать» набор своих знаний и умений, в зависимости от конкретной ситуации и от функционального места, занимаемого данным специалистом в системе производства. При этом обучаемый перестает становиться узким, частичным специалистом, умеющим реализовывать только одну какую-нибудь форму связывания знаний, умений, навыков в продуктивную последовательность, а овладевает способностями строить цепочки деятельности, — от того, какую функциональную позицию он занимает. [243] Сводя воедино и несколько упрощая вышеизложенное, можно сказать, что внедрение элементов дизайна в учебно-воспитательный процесс: до школы помогало развитию творческих способностей человека; в начальных классах школы помогало адаптации к учебному процессу; в средних классах общеобразовательных учебных заведениях формировало необходимые навыки и умения, развивало творческие способности, помогало усвоению знаний; в старших классах общеобразовательной школы подготавливало к профессиональной деятельности; начальная профессиональная школа готовила работников для различных сфер социальной жизни общества (зачастую, напрямую не связанных с дизайном); средняя профессиональная и высшая профессиональная школа готовила специалистов в области дизайна. [387, 444, 445] Получение теоретических знаний и их закрепление на практических занятиях. Непрерывность практической подготовки означает не только логическую взаимосвязь между последовательными видами производственной практики, но, прежде всего,интегральное включение производственной практики, всей профессионально-практической подготовки в общий ход процесса обучения, где практика, таким образом, выступает как неотъемлемая и -57 равноправная часть учебного процесса. [72] Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, практика на различных этапах непрерывного образования ив различных типах и видах учебных заведений служила различным целям: развитию творческих и профессиональных способностей, применению и закреплению полученных теоретических знаний. [387, 444, 445] Также следует отметить сбалансированный, в отличие от нынешней ситуации в РФ, подход к практическим занятиям, которые являлись инструментом закрепления теоретических знаний наравне с развитием творческих способностей дизайнера. В настоящий момент, в РФ основное внимание уделяется практике без учета нс только теории, но и будущей специализации дизайнера. [13] Как видно из выше сказанного, многие черты системы дизайнобразовапия можно не просто рекомендовать, но и сделать обязательными к внедрению в различные формы организации учебно-воспитательного процесса. Среди таких аспектов, можно назвать уроки труда в школе. [446] В настоящий момент, В РФ ситуация с дизайном и с дизайнобразованием в частности сложилась достаточно критическая. Совершенствование и развитие дизайна в нашей стране тормозится дефицитом или недостаточным уровнем квалификации специалистов. Несмотря на кажущееся большое число дизайнерских факультетов и кафедр в учебных заведениях профессиональной школы, в действительности в них готовят специалистов лишь узкого спектра специальностей и специализаций, в основном, по издательскому и средовому дизайну. Специалисты по другим направлениям, в ча' стности промышленному дизайну, выпускаются в недостаточном количестве или вовсе нс выпускаются. Руководители всех уровней в промышленности, образовании, в торговле имеют о дизайне весьма приблизительное представление. Между тем, низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий, в том числе из-за ее недостаточной дизайнерской и эргономической -58 |