В настоящий момент, в РФ ситуация с дизайном и с дизайнобразованием в частности сложилась достаточно критическая. Совершенствование и развитие дизайна в нашей стране тормозится дефицитом или недостаточным уровнем квалификации специалистов. Несмотря на кажущееся большое число дизайнерских факультетов и кафедр в учебных заведениях профессиональной школы, в действительности в них готовят специалистов лишь узкого спектра специальностей и специализаций, в основном, по издательскому и средовому дизайну. Специалисты по другим направлениям, в частности промышленному дизайну, выпускаются в недостаточном количестве или вовсе не выпускаются. Руководители всех уровней в промышленности, образовании, в торговле имеют о дизайне весьма приблизительное представление. Между тем, низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий, в том числе из-за ее недостаточной дизайнерской и эргономической проработки, беспрепятственный экспорт продукции в большом масштабе ведут к утрате национальной идентификации, к потере приоритетов российской культуры в разных сферах жизни. Немаловажным фактором является то обстоятельство, что большая часть молодых людей после окончания учебного заведения не работают по специальности, а переходят сразу в другие области дизайна или иного художественного творчества, либо работают в сферах экономики, не связанных напрямую с дизайном. Старшее поколение, наиболее профессиональная часть всех отечественных специалистов, имеет пенсионный возраст и экономикой не востребована. Определение качественной стороны социального заказа на подготовку специалистовдизайнеров промышленного профиля требует реалистичного подхода к оценке квалификации работающих сегодня промышленных дизайнеров, ч . 53 |
равноправная часть учебного процесса. [72] Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, практика на различных этапах непрерывного образования ив различных типах и видах учебных заведений служила различным целям: развитию творческих и профессиональных способностей, применению и закреплению полученных теоретических знаний. [387, 444, 445] Также следует отметить сбалансированный, в отличие от нынешней ситуации в РФ, подход к практическим занятиям, которые являлись инструментом закрепления теоретических знаний наравне с развитием творческих способностей дизайнера. В настоящий момент, в РФ основное внимание уделяется практике без учета нс только теории, но и будущей специализации дизайнера. [13] Как видно из выше сказанного, многие черты системы дизайнобразовапия можно не просто рекомендовать, но и сделать обязательными к внедрению в различные формы организации учебно-воспитательного процесса. Среди таких аспектов, можно назвать уроки труда в школе. [446] В настоящий момент, В РФ ситуация с дизайном и с дизайнобразованием в частности сложилась достаточно критическая. Совершенствование и развитие дизайна в нашей стране тормозится дефицитом или недостаточным уровнем квалификации специалистов. Несмотря на кажущееся большое число дизайнерских факультетов и кафедр в учебных заведениях профессиональной школы, в действительности в них готовят специалистов лишь узкого спектра специальностей и специализаций, в основном, по издательскому и средовому дизайну. Специалисты по другим направлениям, в ча' стности промышленному дизайну, выпускаются в недостаточном количестве или вовсе нс выпускаются. Руководители всех уровней в промышленности, образовании, в торговле имеют о дизайне весьма приблизительное представление. Между тем, низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий, в том числе из-за ее недостаточной дизайнерской и эргономической -58 проработки, беспрепятственный экспорт продукции в большом масштабе ведут к утрате национальной идентификации, к потере приоритетов российской культуры в разных сферах жизни. Немаловажным фактором является то обстоятельство, что большая часть молодых людей после окончания учебного заведения не работают по специальности, а переходят сразу в другие области дизайна или иного художественного творчества, либо работают в сферах экономики, не связанных напрямую с дизайном. Старшее поколение, наиболее профессиональная часть всех отечественных специалистов, имеет пенсионный возраст и экономикой не востребована. Определение качественной стороны социального заказа на подготовку специалистов-дизайнеров промышленного профиля требует реалистичного подхода к оценке квалификации работающих сегодня промышленных дизайнеров, недавних выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Если судить по уровню проектных разработок, то значительная их доля свидетельствует о недостатке компетентности и профессионализма, а часть вообще не может быть отнесена к дизайнерским. Речь, прежде всего, идет о низком уровне проводимых проектных исследований и художественного моделирования, о том, что почти не учитывается человеческий фактор, об отсутствии навыков профессионального дизайнерского мышления в категориях промышленного производства и массового потребления, умения выразить проектную мысль языком научно-технической документации. В сферу проектирования и производства промышленных изделий приходят эрудированные в искусстве выпускники профессиональной школы, владеющие рисунком, цветом и композиционными приемами, но слабо представляющие себе современное производство, его организацию и структуру, реальное содержание процесса проектирования — от разработки технического задания до осуществления авторского надзора за постановкой продукции на производство. Остается нерешенной проблема правильного соотношения между подготовкой дизайнеров широкого профиля и дизайнеров узких спе-59 |