недавних выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Если судить по уровню проектных разработок, то значительная их доля свидетельствует о недостатке компетентности и профессионализма, а часть вообще не может быть отнесена к дизайнерским. Речь, прежде всего, идет о низком уровне проводимых проектных исследований и художественного моделирования, о том, что почти не учитывается человеческий фактор, об отсутствии навыков профессионального дизайнерского мышления в категориях промышленного производства и массового потребления, умения выразить проектную мысль языком научно-технической документации. В сферу проектирования и производства промышленных изделий приходят эрудированные в искусстве выпускники профессиональной школы, владеющие рисунком, цветом и композиционными приемами, но слабо представляющие себе современное производство, его организацию и структуру, реальное содержание процесса проектирования — от разработки технического задания до осуществления авторского надзора за постановкой продукции на производство. Остается нерешенной проблема правильного соотношения между подготовкой дизайнеров широкого профиля и дизайнеров узких специальностей и специализацией. Одновременно не внедряются эффективные формы и методы обучения дизайнеров. Студентов не учат новым методам и средствам дизайнерского проектирования, связанным с новыми технологиями и новыми материалами. Например, действующий государственный образовательный стандарт выделяет на обучение студентов теории и методологии дизайна всего два-три десятка часов за все время их 5-6летней подготовки в ВУЗе. Художественно-промышленные учебные заведения профессиональной школы не имеют современных опытных производств, макетной базы, без которой невозможно обучать 54 |
проработки, беспрепятственный экспорт продукции в большом масштабе ведут к утрате национальной идентификации, к потере приоритетов российской культуры в разных сферах жизни. Немаловажным фактором является то обстоятельство, что большая часть молодых людей после окончания учебного заведения не работают по специальности, а переходят сразу в другие области дизайна или иного художественного творчества, либо работают в сферах экономики, не связанных напрямую с дизайном. Старшее поколение, наиболее профессиональная часть всех отечественных специалистов, имеет пенсионный возраст и экономикой не востребована. Определение качественной стороны социального заказа на подготовку специалистов-дизайнеров промышленного профиля требует реалистичного подхода к оценке квалификации работающих сегодня промышленных дизайнеров, недавних выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Если судить по уровню проектных разработок, то значительная их доля свидетельствует о недостатке компетентности и профессионализма, а часть вообще не может быть отнесена к дизайнерским. Речь, прежде всего, идет о низком уровне проводимых проектных исследований и художественного моделирования, о том, что почти не учитывается человеческий фактор, об отсутствии навыков профессионального дизайнерского мышления в категориях промышленного производства и массового потребления, умения выразить проектную мысль языком научно-технической документации. В сферу проектирования и производства промышленных изделий приходят эрудированные в искусстве выпускники профессиональной школы, владеющие рисунком, цветом и композиционными приемами, но слабо представляющие себе современное производство, его организацию и структуру, реальное содержание процесса проектирования — от разработки технического задания до осуществления авторского надзора за постановкой продукции на производство. Остается нерешенной проблема правильного соотношения между подготовкой дизайнеров широкого профиля и дизайнеров узких спе-59 циальностей и специализацией. Одновременно не внедряются эффективные формы и методы обучения дизайнеров. Студентов не учат новым методам и средствам дизайнерского проектирования, связанным с новыми технологиями и новыми материалами. Например, действующий государственный образовательный стандарт выделяет на обучение студентов теории и методологии дизайна всего два-три десятка часов за все время их 5-6-летней подготовки в ВУЗе. Художественнопромышленные учебные заведения профессиональной школы не имеют современных опытных производств, макетной базы, без которой невозможно обучать промышленному дизайну, опорных промышленных предприятий (фирм) с передовой технологией и организацией производства. В большинстве ВУЗов крайне слабо поставлена научноисследовательская и опытно-экспериментальная работа. В учебных планах художественно-промышленных ВУЗов, исторически сложившихся на базе институтов прикладного искусства, не всегда выдерживается правильное соотношение между художественными дисциплинами, с одной стороны, и специальными дизайнерскими, инженерными, естественнонаучными, культурологическими — с другой. Заметный ущерб дизайнерскому образованию наносит его «чужеродность» в стенах учебных заведений, готовящих в основном по своему профилю художников для сферы изобразительного искусства, работников театра и т.п. Современный дизайнер, ориентированный на сферу промышленного производства, должен обладать глубокими инженерно-техническими знаниями и хорошей художественной подготовкой, которые, в пределах существующего срока обучения и по существующим программам, согласно образовательному стандарту, дать невозможно. Необходима расширенная и сбалансированная по количеству часов и изучаемых предметов образовательная программа. Следует отметить, что проведенная в ряде зарубежных стран реформа дизайнерского образования полностью сориентирована на переход к обуче-60 несколько сотен. Одним из основных недостатков подобных программ является недостаточная проработка аспектов гуманитарного развития личности студента. Полностью отсутствует изложение философских концепций Л.Ф. Лосева, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и других русских и советских философов, заложивших основы эстетики в русском дизайне. Не предусмотрена возможность плавного перехода из начального, среднего в высшее профессиональное образование — в полной мере не созданы механизмы восполнения отсутствующих знаний, согласно общей концепции эстетизации высшего образования. Проблема соотношения между подготовкой дизайнеров широкого профиля и дизайнеров узких специальностей и специализацией также остается нерешенной. Не внедряются эффективные технологии, формы и методы обучения дизайнеров (например, проектные семинары разного типа). Студентов не учат новым методам и средствам дизайнерского проектирования, связанным с новыми технологиями и новыми материалами. Отсутствует методологическая база проектирования виртуальных пространств (существующие сейчас методики обучения web-дизайну не увязаны с теорией и методологией технической эстетики, а методология обучения мультимедиа, которая могла бы стать основой образовательной полит ики обучения дизайну, в том числе, в плане создания самой образовательной среде, не проработана). Например, в ГОСс выделяется на обучение студентов теории и методологии дизайна всего два-три десятка часов за все время их обучения. Учебные заведения не имеют современных опытных производств, макетной базы, без которой невозможно обучать промышленному дизайну, опорных промышленных предприятий (фирм) с передовой технологией и организацией производства. Крайне слабо поставлена научно-исследовательская и опытноэкспериментальная работа. В учебных планах художественнопромышленных образовательных учреждений, исторически сложившихся на базе институтов прикладного искусства, не всегда выдерживается правильное соотношение между художественными дисциплинами, с одной стороны. -91 |