хотя и имеют различия по критериям: единство, но не тождество, процесс и результат, общее и частное» [там же]. По мнению М.Г. Ярошевского, творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как «преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» [181]. Эти признаки в той или иной форме можно обнаружить в определениях творчества множества авторов. По нашему мнению, наиболее значительное и емкое определение творчеству дал С.Л. Рубинштейн, согласно которому творчество это деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что потом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д. [132]. Понимание проблем творчества, креативности в современной философии (М. Синтонен, Дж. Аллан) позволяет положительно ответить на вопрос о возможности обучения творчеству [151]. Так, М. Синтонен отмечает, что творчество это исследование концептуальной структуры или концептуального пространства. Поэтому, чтобы творить, необходимо овладеть набором правил, которые определяют доступ к желаемым результатам. Дж. Аллан предложил краткое описание трех основных, с его точки зрения, смыслов понятия креативности в порядке постепенного усиления значения данного понятия, показав, почему мы могли бы положительно ответить на вопрос о возможности обучения творчеству. Эти смыслы представляют собой определенную иерархию, выражающую совокупность процессов формирования, реформирования и трансформирования как способов творческой активности человека. Творчество «формирования» процесс приписывания ранее неизвестной формы объекту или событию. Этот процесс часто включает в себя замену неадекватного выделения формы на более адекватное: это есть 72 |
По мнению М.Г. Ярошевского, творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как «преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» [181]. Эти признаки в той или иной форме можно обнаружить в определениях творчества множества авторов. По нашему мнению, наиболее значительное и емкое определение творчеству дал С.Л. Рубинштейн, согласно которому творчество —это деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что потом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д. [132]. Понимание проблем творчества, креативности в современной философии (М. Синтонен, Дж. Аллан) позволяет положительно ответить на вопрос о возможности обучения творчеству [151]. Так, М. Синтонен отмечает, что творчество —это исследование концептуальной структуры или концептуального пространства. Поэтому, чтобы творить, необходимо овладеть набором правил, которые определяют доступ к желаемым результатам. Дж. Аллан предложил краткое описание трех основных, с его точки зрения, смыслов понятия креативности в порядке постепенного усиления значения данного понятия, показав, почему мы могли бы положительно ответить на вопрос о возможности обучения творчеству. Эти смыслы представляют собой определенную иерархию, выражающую совокупность процессов формирования, реформирования и трансформирования как способов творческой активности человека. — Творчество «формирования» процесс приписывания ранее неизвестной формы объекту или событию. Этот процесс часто включает в себя замену неадекватного выделения формы на более адекватное: это есть видение структуры отношений, более совместимых с очевидностью, чем прежняя структура. Чтобы утверждать возможность обучения такого рода творчеству, необходимо показать, что мы имеем в этом плане руководство к действию в виде эвристических процедур, показать существование возможных путей 25 |