учет альтернатив при решении задач; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения). Один из эффективных резервов активизации человеческого фактора развитие творчества во всех сферах общественной практики: в производстве, технике, науке, образовании, управлении. Поэтому актуальным остается изучение возникающих в связи с этим проблем исследования условий и форм организации группового решения творческих проблем, отбора и подготовки творческих кадров, диагностики способностей и творческого потенциала работников, формирования творческих коллективов, управления творческой деятельностью. О сознательном управлении творческими процессами интеллектуальной деятельности свидетельствуют работы Г.С. Альтшуллера, М.М. Зиновкиной, последователей и представителей их научных школ. В качестве методологии творчества здесь выступает теория решения творческих изобретательских задач (ТРИЗ), которая основывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Второе направление раскрытия сущности творческой личности, выделяемое Р.Ф. Мухутдиновым, дается через описание характерологических качеств личности, преломляющихся в ее деятельности. Примером может служить модель, описанная Я.А. Пономаревым. Обобщая результаты исследований, он пришел к выводу, что творческим людям присущи систематический поиск нерешенных актуальных задач, постоянный поиск новых путей решения возникающих проблем, непрерывное совершенствование стиля, методов и приемов своей деятельности, способность усматривать в массе фактов существенное и 75 |
визуализированной форме»; 2) социальная составляющая: творчество, по мнению М.Г. Ярошевского, представляет собой «изначально когнитивно-диалогическую активность субъекта». Так, оппонентный круг также служит одной из детерминант творческого процесса; 3) личностная составляющая это необходимость рассматривать уровень притязании, внутреннюю мотивационную напряженность и другие собственно личностные «параметры» субъекта творчества, как обретающие новые признаки в системной организации творческого процесса [181]. Р.Ф. Мухутдинов выделяет два основных направления раскрытия сущности творчества через описательные модели. Первое связано с точкой зрения И.Я. Лернера, что нельзя обсуждать черты характера творческих людей, не осознав природы той деятельности, которой эти черты сопутствуют, в данном случае процедур творческой деятельности [108]. В связи с этим он выделяет процессуальные черты творческой деятельности: самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новой функции объекта в отличие от традиционной; видение структуры объекта; учет альтернатив при решении задач; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения). Один из эффективных резервов активизации человеческого фактора — развитие творчества во всех сферах общественной практики: в производстве, технике, науке, образовании, управлении. Поэтому актуальным остается 27 изучение возникающих в связи с этим проблем исследования условий и форм организации группового решения творческих проблем, отбора и подготовки творческих кадров, диагностики способностей и творческого потенциала работников, формирования творческих коллективов, управления творческой деятельностью. О сознательном управлении творческими процессами интеллектуальной деятельности свидетельствуют работы Г.С. Альтшуллера, М.М. Зиновкиной, последователей и представителей их научных школ. В качестве методологии творчества здесь выступает теория решения творческих изобретательских задач (ТРИЗ), которая основывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Второе направление раскрытия сущности творческой личности, выделяемое Р.Ф. Мухутдиновым, дается через описание характерологических качеств личности, преломляющихся в ее деятельности. Примером может служить модель, описанная Я.А. Пономаревым. Обобщая результаты исследований, он пришел к выводу, что творческим людям присущи систематический поиск нерешенных актуальных задач, постоянный поиск новых путей решения возникающих проблем, непрерывное совершенствование стиля, методов и приемов своей деятельности, способность усматривать в массе фактов существенное и находить основу их взаимосвязи, способность быстро отказаться от сложившегося стереотипа в мышлении и деятельности, быстро переходить от репродуктивной деятельности к творческой и наоборот, легкость образования неожиданных ситуаций, ассоциаций, способность и умение отказаться от сделанного, если это сделанное не является решением задачи [118]. Основываясь на исследованиях Я.А. Пономарева, способность действовать в уме является базой для развития других познавательных способностей. И.М. Вёрткин перечисляет следующие качества творческой личности: наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной 28 |